Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться

Урок 6. Мотивация

Как управлять своей мотивацией в учебе (и в жизни)
Урок 6. Курс «Мастерство учиться»
— Чем мотивация в обучении во взрослом возрасте отличается от учебы в школе или университете
— Что такое внутренняя и внешняя мотивация
— Как меняется мотивация в процессе обучения и что с этим делать
— Причины кризисов и спадов мотивации
— Как создавать ощущение «потока» в процессе обучения
Что такое состояние потока и как его добиться
Аня давно мечтала стать писательницей, но не знала, с чего начать. Наконец реклама в Фейсбуке показала ей литературную школу для новичков, куда она с радостью записалась, сообщив об этом друзьям в соцсетях. И вот — планы есть, настрой есть, даже пост о начале новой жизни есть, но дальше процесс что-то не идет.
Сейчас как разовью свое чувство текста!
Иногда нам всем сложно заставить себя заниматься. В этом уроке попробуем понять, какие кризисы мы проходим в своем развитии и как превратить обучение в процесс, который будет приносить удовольствие (но не приравнивайте его к комфорту!)
Чем мотивация в обучении во взрослом возрасте отличается от учебы в школе или университете?
Мотивация — энергия, являющаяся причиной наших целей, намерений и действий к их достижению. Мотивация бывает внутренней (способность ставить цели и получать удовольствие от процесса обучения) и внешней (признание, поощрение или наказание).
— Работа с внутренними мотиваторами более эффективна, чем с внешними. Например, система внешних оценок и публичных рейтингов будет работать хуже, чем самооценивание и рефлексивный дневник для осознания прогресса.

— Внешняя мотивация быстро действует и дает краткосрочный эффект. Внутренняя мотивация начинает работать медленнее и дает долгосрочный эффект. Например, короткая «подзарядка» в виде конкурса на лучший проект в курсе быстро сработает и люди могут вовлечься, однако если внутреннего побуждения и осознания важности этого проекта нет, то мотивация сойдет на нет. Работа с внутренней мотивацией требует времени на то, чтобы понять свои истинные цели и их актуальность.

— Если мы переключаемся на внешнюю мотивацию, потом сложнее вернуться к внутренней. Это особенно интересно. Если мы попадаем в образовательную систему (например, корпоративный университет), где обучение — обязательное и принудительное, то мы теряем собственную инициативу в этом процессе и даже привыкаем к такому положению вещей. Вернуться к собственным целям будет значительно сложнее.
Малком Ноулз, один из родоначальников андрагогики — науки о том, как учатся взрослые люди, — сформулировал пять принципов обучения взрослых.
1. Самооценка
По мере того как человек взрослеет, его самооценка становится более независимой от восприятия других людей.
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Пять принципов обучения взрослых
2. Опыт обучения
Опыт для взрослых — важный ресурс для обучения.
3. Готовность к обучению
Готовность учиться у взрослого человека ориентируется на развитие его социальных ролей.
4. Ориентация на обучение
Взрослый человек учится ради того, чтобы решать насущные задачи. В отличие от субъектно ориентированного подхода у школьников, взрослые предпочитают проблемно ориентированный подход.

5. Мотивация к обучению
Для взрослого человека характерна внутренняя мотивация учиться.
Чем старше мы становимся, тем важнее для нас становится внутренняя мотивация и обучение как решение жизненных задач. Именно поэтому не работают обязательные тренинги в компании, развитие через принуждение и оценку.
Это чек-лист для проверки своей образовательной стратегии — соответствует ли она принципам андрагогики?
Чек-лист
Утверждение
Что делать, если нет
В процессе обучения вы больше следуете своим целям, а не навязанным извне

В ходе обучения у вас есть возможность оценить прогресс и результаты самостоятельно, а не только получать внешнюю оценку


В обучении вы решаете конкретные и актуальные задачи (рабочие, личные и пр.)




Вы опираетесь на свой предыдущий опыт, например, у вас есть возможность провести параллель с тем, что вы уже делаете эффективно, и перенести эти стратегии в осваиваемые навыки

Вы можете понять, для чего вам нужно это обучение и какие изменения в профессиональной, личной или другой сфере оно вам даст

Да
Вернуться к нашему уроку про целеполагание и поставить цели, которые нужны именно вам


Анализировать прогресс — и публично. Например, два раза в месяц вы пишете или рассказываете коллегам, к каким выводам и результатам пришли в процессе учебы

Попробовать построить процесс обучения от задач. Например, если вы хотите освоить новую профессию, выписать список задач, которые нужно научиться решать, а дальше разбить ее на необходимые знания и навыки

Перед тем как что-либо начинать, проведите ревизию своего опыта. На какие свои сильные стороны вы можете опираться в процессе обучения? Что вам может помочь?




Сформулировать не учебную цель, а запрос на изменения (это мы тоже подробно разбирали на уроке про целеполагание)





Нет
В процессе обучения вы больше следуете своим целям, а не навязанным извне
Что делать, если нет: Вернуться к нашему уроку про целеполагание и поставить цели, которые нужны именно вам

В ходе обучения у вас есть возможность оценить прогресс и результаты самостоятельно, а не только получать внешнюю оценку
Что делать, если нет: Анализировать прогресс — и публично. Например, два раза в месяц вы пишете или рассказываете коллегам, к каким выводам и результатам пришли в процессе учебы

В обучении вы решаете конкретные и актуальные задачи (рабочие, личные и пр.)
Что делать, если нет: Попробовать построить процесс обучения от задач. Например, если вы хотите освоить новую профессию, выписать список задач, которые нужно научиться решать, а дальше разбить ее на необходимые знания и навыки

Вы опираетесь на свой предыдущий опыт, например, у вас есть возможность провести параллель с тем, что вы уже делаете эффективно, и перенести эти стратегии в осваиваемые навыки
Что делать, если нет: Перед тем как что-либо начинать, проведите ревизию своего опыта. На какие свои сильные стороны вы можете опираться в процессе обучения? Что вам может помочь?

Вы можете понять, для чего вам нужно это обучение и какие изменения в профессиональной, личной или другой сфере оно вам даст
Что делать, если нет: Сформулировать не учебную цель, а запрос на изменения (это мы тоже подробно разбирали на уроке про целеполагание)
Дэн Пинк — карьерный аналитик, исследователь мотивации, в своем знаменитом видео на TED рассказывает о том, что популярная теория вознаграждения не так эффективна, как кажется менеджерам.
Изменение мотивации в ходе обучения
Даже если мы все спланировали правильно, использовали принципы андрагогики и цель нас вдохновляет, кризисы и падения неизбежны.
Доктор философии Геральд Гроу в своей статье Teaching learners to be self-directed сформулировал четыре стадии изменения мотивации учеников и четыре стиля преподавателя, уместных на каждом этапе. Эта теория очень популярна, и по ней написано много книг, например серия «Одноминутный менеджер».
Стадия
Роль образовательной среды и преподавателя
Зависимый
Мотивация высокая, человеку интересен предмет, но пока он мало знает ту область, в которой планирует развиваться. На этом этапе необходимо поставить цели, продиагностировать себя, получить инструкции от более опытных

Эксперт
Что делать: Обращаться к экспертам в той области, в которой вы планируете развиваться, для того чтобы понять направление и алгоритм действий. Если область совсем новая — можно пойти учиться на курс, получить готовые знания и найти наставника
Стадия
Роль образовательной среды и преподавателя
Заинтересованный
Появляются первые сложности и кризисы в обучении:
— предыдущий опыт мешает, потому что действует инерция мышления;
— первые пробы и ошибки, ничего не получается с первого раза и может упасть вера в себя;
— отсутствие видимых результатов демотивирует
Мотиватор
Что делать: Находить как можно больше обратной связи и поддержки, чтобы преодолеть первые сложности. Вести дневник достижений, в котором отмечать любые первые результаты. Находить для себя вдохновляющие истории успеха. Поработать с коучем или ментором. Организовать себе группу поддержки, например мастермайнд-группы
Стадия
Роль образовательной среды и преподавателя
Вовлеченный
Мотивация плавающая и зависит от результатов обучения. На этом этапе мы уже находимся в более ответственной позиции по отношению к процессу обучения, появляется азарт, нарастает интерес
Фасилитатор
Что делать: Обмен опытом с такими же, как вы. Перевод знаний в практику, например, если вы проходите курс с учебным проектом, постарайтесь перевести его в рабочий. Хорошо срабатывают образовательные комьюнити и профессиональные конференции. На этом этапе можно добавлять себе интересные и сложные задачи, брать новые вызовы
Стадия
Роль образовательной среды и преподавателя
Самонаправленный
Мотивация стабильная и высокая, обучение дает результаты, и студент понимает, каких целей он достигает
Консультант
Что делать: Учиться самостоятельно, иногда консультируясь по сложным вопросам. Оценить достигнутый прогресс, создать план дальнейшего развития
Теперь, столкнувшись с сопротивлением, вы будете знать, что это — нормально. Моменты падения мотивации стоит проработать заранее, окружив себя нужной средой.
Возьмите вашу цель на обучение и попробуйте спланировать и продумать, какие могут быть спады мотивации. Как вы на каждой стадии можете себя поддержать?

Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Упражнение
Теория потока
В предыдущем разделе мы говорили о важности постановки мотивирующих целей и о самоподдержке. Сейчас речь пойдет о том, как направить фокус внимания на сам процесс обучения.
Сравните два мотива:
Ориентация на результат:
Я учу английский, чтобы сдать экзамен IELTS и поступить в магистратуру за рубежом.

Ориентация на процесс:
Я учу английский, потому что мне интересно читать литературу на английском и нравится учиться произношению.

В современном мире идет гонка за результатом. При этом, если сам процесс не приносит радости, то самые мотивирующие цели перестают зажигать. Есть ряд мотивационных теорий, среди которых мы выделим одну, очень популярную и эффективную, — теорию потока Чиксентмихайи. Она поможет возвращать радость и желание учиться.
В ходе исследования состояния счастья американский психолог Михай Чиксентмихайи выделил особые потоковые состояния, которые приносят людям ощущение радости. Их очень похоже могла описать бабушка в Новой Зеландии, которая занимается огородом, и бизнесмен-стартапер из Силиконовой долины.
Потоковые состояния возникают во время деятельности, на которой человек предельно сконцентрирован: он не замечает, как пролетает время, настолько много в процессе интереса и направленного внимания. Такими занятиями может быть спорт, творчество, новый и сложный проект на работе, но бывает, что заполнение отчета в табличке Excel дает ощущение потока. Чиксентмихайи начал изучать подобные состояния и выделил их характерные и общие черты.
Для того чтобы проиллюстрировать общие черты потоковых состояний, расскажем историю Вали, которая учится серфить.
1. Ясные цели (различимые ожидания и правила). Каждое занятие Валя работает над конкретной задачей — сегодня волны большие, а ветер сильный и порывистый: она понимает, что ей будет сложно встать на доску.

2. Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на том, что мы делаем. Мы погружаемся в занятие и как будто не замечаем времени. Во время занятий Валя не замечает, как прошло время, особенно если нет долгих минут ожидания волны. Замечает собственную усталость только на берегу.

3. Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности. В серфинге важно действовать максимально осознанно. Все другие мысли из головы просто исчезают.

4. Прямая и незамедлительная обратная связь: успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости. Обратную связь дает сам океан. Если неправильно поставить руки, недостаточно усердно грести или неправильно распределить вес тела, то либо не успеешь за волной, либо не устоишь на ней.

5. Равновесие между уровнем способностей и сложностью задания: задача не оказывается для человека слишком легкой или сложной. Каждый урок — это новый вызов, и он не ориентирован на внешние примеры и других серферов, а зависит от Валиного уровня на текущий момент.



Чиксентмихайи уверен, что в процессе обучения и в любой другой деятельности можно тоже испытывать потоковые состояния.
Давайте поговорим о том, что для этого надо сделать.
Для того чтобы достичь состояния потока, важно концентрироваться на трех параметрах:
Ясные цели. Умение самому ставить цели в процессе, усложнять или облегчать задачу согласно своему уровню навыка (матрица сложно/скучно).
Внимание. Умение направлять фокус внимания на саму деятельность, выбирать точки внимания в процессе, останавливать внутренний диалог.
Обратная связь. Создавать себе в ходе обучения постоянную и незамедлительную обратную связь.
Так мотивировать себя можно не только в процессе обучения, но и в рабочем процессе — любая деятельность может быть потоковой. Получается, что довольно сложный навык самомотивации можно разложить на три этих аспекта и постоянно задавать себе проверочные вопросы.
Вот небольшой чек-лист, который поможет вернуться в состояние потока (скачать в .pdf)
Чек-лист
Ясные цели
1. Кто ставит цели сейчас? Я или цель внешняя?
2. Насколько цель для меня сложная (можем испытывать тревогу при выполнении)?
3. Не слишком ли она легкая (можем испытывать скуку)?


Внимание
1. Где находится сейчас мое внимание?
2. Безоценочно ли я воспринимаю процесс обучения или внутри идет диалог «как надо»?


Обратная связь
1. Как я получаю обратную связь по результату?
2. Как себя ощущает часть того, что я делаю? Доверяю ли я ей?
Обучаясь серфингу, от занятия к занятию Валя может рассуждать так:
Ясные цели. «Поставлю себе цель на занятие — не выполнить задачу инструктора, а научиться определять, где находится пик волны, и занимать нужное положение для старта. Цель для меня сложная, потому что я пока не вижу и не понимаю поведение океана. Но это цель посильная».

«Внимание в процессе — на волне, а не на доске или на своих мыслях. Можно пропускать первую волну сета и смотреть, куда встают более опытные серферы».

«Обратная связь будет мгновенная, потому что встать станет значительно легче, если найти правильное положение».

Заключение
Мы поговорили о том, что происходит с мотивацией, когда мы становимся взрослыми, какие стадии и кризисы мы проходим и как обратить внимание не только на результат, но и на процесс.
Ответьте на вопросы:
Домашнее задание
1. Какие спады мотивации и кризисы у меня могут быть?
2. Как я могу поддержать себя в эти моменты?
— Стадия «Зависимый»
— Стадия «Заинтересованный»
— Стадия «Вовлеченный»
— Стадия «Самонаправленный»

3. Мотивация и теория потока — как вернуть себе радость и интерес к занятию? (Пройдите чек-лист «Ясные цели — внимание — обратная связь»)
Домашнее чтение
Полезные привычки и навыки успешных студентов
В следующем уроке →
— Как следить за уровнем своей энергии и когда отдыхать
— Почему физкультура необходима и как включить спорт в свою жизнь
— Какие способы существуют, чтобы получать от учебы удовольствие
— Какие умения позволят учиться более продуктивно
Автор урока: Рената Гизатулина, Lifelong Learning Lab
Полезные материалы
Статья доктора философии Геральда Гроу Teaching learners to be self-directed
Статья «Почему научиться программировать так чертовски тяжело?»
Ролик конференции TED «Загадка мотивации»
Ролик конференции TED Михая Чиксентмихайи «О потоке»
Статья о книге Михая Чиксентмихайи «Поток»