Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться

Урок 5. Развитие памяти

Как запоминать и не забывать
Урок 5. Курс «Мастерство учиться»
— Что мешает нашему мозгу запоминать все подряд (и почему это хорошо!)
— Почему мы забываем то, что уже выучили
— Зачем и с какой периодичностью нужно повторять материал
— Что такое мнемотехники и как запоминать сложную информацию надолго
Мнемотехники, интервальные повторения и другие способы улучшить память
Американец Уильям Джеймс Сайдис — сын психолога. С раннего возраста отец тренировал его память и развивал навык обучения.К семи годам Уильям освоил программу восьми классов школы и говорил на пяти языках. В 14 лет он поступил в Гарвард, окончил его с высшими оценками и стал университетским лектором. Может быть, это случай экстраординарных способностей, но он показывает, что наши возможности существенно больше, чем мы думаем. Исследования человеческой памяти говорят о том, что ее можно и нужно развивать.


Я, между прочим, лектор в Гарварде!
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Сделайте это сейчас


Для начала — небольшой тест из книги «Как запоминать (почти) всё и всегда». Перед вами два узора из спичек. Посмотрите на них в течение нескольких секунд и постарайтесь их запомнить, а затем продолжайте читать. В конце урока мы к этому вернемся.
Как мы запоминаем
Стандартная ситуация: вы регистрируетесь на сайте, на ваш телефон приходит код подтверждения. Надолго ли вы запомните эти цифры? Скорее всего, они забудутся сразу же, как только введете их в нужное поле.
Мы не запоминаем абсолютно всё: мозг устанавливает ограничения, чтобы отсечь неважное.
Большинство входных сигналов, которые воздействуют на нас в течение дня, отпечатываются в коре головного мозга в виде гибкого, изменчивого следа — врéменных нейронных паттернов.
Так работает кратковременная память. У нее ограниченный объем и ограниченное время хранения (самое большее — две-три минуты). Данные теряются без волевого усилия, направленного на сохранение. Новая информация тут же вытесняет и заменяет старую.
Кратковременная память — это своеобразный фильтр, защищающий нас от информационной перегрузки
Если информация маркируется нами как значимая, неоднократно повторяется или вызывает у нас сильные эмоции, то она может перейти из кратковременной памяти в долговременную. Последняя представлена устойчивыми нейронными связями и служит хранилищем прочно усвоенных данных.
Бо́льшая часть информации отсеивается с самого начала и не переходит в долговременную память. Но почему мы забываем то, что уже однажды запомнили?
Почему мы забываем
Помните ли вы, как вычислять логарифмы? Сумеете решить задачу по химии? Если вы давно окончили школу и никогда не повторяли пройденный материал, то, скорее всего, многое забыли. А ведь когда-то все это хранилось в памяти.
В книге «Суперобучение» Скотт Янг рассказывает, что есть три теории забывания:
1. Воспоминания распадаются со временем.
Однако многие живо помнят события из раннего детства и при этом не могут точно вспомнить, что было вчера. Так что время — не единственный фактор, разрушающий воспоминания.
2. Воспоминания перекрывают друг друга и конкурируют.
Ранее усвоенная информация затрудняет получение новых знаний: например, трудно запомнить значение какого-то слова, если оно уже имеет в вашем уме другую ассоциацию.
Изучение чего-то нового тоже «стирает» или подавляет старую память. Например, пытаясь освоить французский язык, вы начинаете забывать испанский.
3. Многие воспоминания существуют, но бывают недоступны.
Процесс извлечения информации, закодированной в мозге, запускается в ответ на соответствующий сигнал. Если одно из звеньев этой цепи разорвется, то данный блок памяти станет недоступным. Часто нужное слово «вертится на языке», мы его знаем, но не можем произнести немедленно. Если сигнал удастся восстановить или найти альтернативный путь к информации, мы сумеем вспомнить.
Итак, зная о том, как работает механизм забывания, мы можем научиться лучше запоминать и дольше хранить нужную информацию. Для этого есть проверенные стратегии.
1 стратегия. Повторяйте, чтобы запомнить
Первые серьезные исследования памяти провел немецкий психолог Герман Эббингауз. Он много лет заучивал бессмысленные слоги и тщательно отслеживал свою способность вспомнить их позже.
В ходе этого эксперимента ученый выяснил, что вначале информация забывается очень быстро. Уже в первые 20 минут после запоминания теряется около 40% данных, через 24 часа — 67% и через месяц — 79%.
Зависимость сохраняемого в памяти объема информации от количества прошедших дней. Из книги Помнить все.
Продлить срок хранения информации можно путем ее повторения через определенные интервалы времени. При зазубривании бессмысленных данных рациональное повторение выглядело бы следующим образом:
Зависимость сохраняемого в памяти объема бессмысленной информации от количества прошедших дней. Из книги Помнить все.
Как пишет Артур Думчев, эксперт в области развития памяти и автор книги «Помнить всё», со смысловой информацией дела обстоят иначе: она запоминается в девять раз быстрее и сохраняется намного дольше.
Психологи определили, что для запоминания смысловой информации на долгий срок достаточно пяти повторений:

1. Сразу после запоминания
2. Через 20 минут
3. Через день
4. Через две недели
5. Через два месяца
Практика обучения с интервалами гораздо более эффективна, чем интенсивное непрерывное обучение. Так что если нужно запомнить большой объем информации, не пытайтесь вызубрить все сразу. Изучайте материал по частям, повторяя пройденное через увеличивающиеся промежутки времени.
Чтобы применить метод интервальных повторений, можно воспользоваться специальными программами (типа Anki), но это необязательно. Точно так же вы можете просто составить график и периодически освежать знания в памяти.
2 стратегия. Напрягайте память
Многие считают, что единственный способ закрепить знания — еще раз пробежаться по нужному разделу учебника или пролистать конспекты. Но это далеко не лучший метод.
Более эффективная стратегия — постараться самостоятельно вспомнить выученное. Эксперимент психологов Джеффри Карпика и Джейнела Бланта показал: студенты, пытавшиеся восстановить данные не подглядывая в текст, в итоге запомнили на 50% больше информации, чем участники, которые просто повторно читали материал.
Поиск в памяти помогает закрепить узнанное ранее. Так что не стоит пассивно повторять информацию, перечитывая одно и то же несколько раз. Лучше воспользоваться приемами, позволяющими удостовериться в усвоении материала.
Метод карточек
Картонные или виртуальные флеш-карточки — отличный способ самопроверки. К тому же этот метод прекрасно сочетается со стратегией интервального повторения.
У каждой карточки две рабочие стороны. На одной — слово, термин или вопрос. На другой — перевод, краткое объяснение, ответ. Повторяя тему, достаньте карточку и сначала попытайтесь вспомнить материал без подсказок, а потом откройте обратную сторону и проверьте себя.
Карточки можно использовать, например, для запоминания иностранных слов, анатомических диаграмм, определений или уравнений.
Свободное припоминание
Прочтя раздел книги или прослушав лекцию, попытайтесь изложить на бумаге все, что удастся вспомнить. Это трудное, но очень полезное упражнение. Выполнив его, вы гораздо лучше запомните важные детали.
Метод вопросника
Попробуйте новую стратегию конспектирования: фиксируйте информацию в виде вопросов, чтобы позже ответить на них. Например, вы можете написать: «Когда была подписана Великая хартия вольностей?» — и поставить ссылку, где найти ответ.
Необязательно множить детали. Если вы конспектируете книгу, можно переформулировать в вопрос главную идею главы или раздела.
Анастасия Кей относится к так называемым суперученикам: она знает, как эффективно подготовиться к экзамену на английском языке, выучить книгу по нейробиологии, где все кажется важным, и подготовиться к презентации за одну ночь. Посмотрите ее видео про метод опросника, который она доработала под себя.
Самогенерируемые проблемы
Описанные приемы хорошо работают, когда нужно запомнить отдельные факты или идеи. Но если вы хотите освоить какой-то навык, этого недостаточно. Программисту мало знать, что означает алгоритм, — надо уметь применить его в коде.
При прочтении материала можно придумывать для себя проблемы, чтобы решить их позже. Скажем, узнав о новых методах программирования, сделайте заметку, чтобы затем опробовать их при решении реальной задачи.
Когда приступите к практике, старайтесь не подсматривать в книгу, тогда знания останутся в голове, а не в учебнике.
Попробуйте прямо сейчас вспомнить, о чем было наше предыдущее письмо. Что вы из него узнали, чему научились? Сможете составить по памяти краткий конспект? Главное — не подглядывать!
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Авторы книги «На пике» Брэд Сталберг и Стив Магнес советуют выбирать полезные виды отдыха. Например, вы можете прогуляться на свежем воздухе, помедитировать, устроить встречу с друзьями или немного вздремнуть.
Подумайте, что заряжает именно вас. Запишите несколько стратегий, которые помогут вам быстро восстановить энергию, если вы устанете
Задание
Упражнение
3 стратегия. Автоматизируйте процессы
Если вы однажды научились ездить на велосипеде, то уже вряд ли забудете, как это делается. А вот формулы тригонометрии не запоминаются так же легко и на всю жизнь. Чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим два вида долговременной памяти — декларативную и процедурную.
Структура памяти
Кратковременная оперативная
Долговременная
Декларативная
Процедурная
Декларативная, или эксплицитная, память содержит информацию, поступающую в ходе сознательного размышления, которую легко выразить словами. Это память об усвоенных знаниях, например об именах, датах, событиях и других фактах.
Процедурная память, называемая также имплицитной, — это память на действия. Запоминание в этом случае происходит непроизвольно и выражается потом в двигательных навыках, позволяя кататься на велосипеде, правильно держать ножницы и делать многое другое автоматически. В отличие от декларативных знаний, эти умения невозможно утратить.
В книге «Память не изменяет» психолог Анхельс Наварро пишет: «Бóльшая часть получаемых нами сведений запоминается эксплицитно, но с течением времени наш опыт становится имплицитным. Становясь неосознаваемым, воспоминание превращается в автоматический навык».
Прекрасный пример декларативно-процедурного перехода — машинопись. Вспомните, как вы осваивали клавиатуру. Каждый раз, намереваясь ввести слово, вы искали буквы, а теперь даже не думаете о движениях пальцами.
Можно привести много подобных примеров. Когда вы начинаете говорить на новом языке, основной набор фраз повторяется так часто, что впоследствии забыть их почти невозможно. Если вы регулярно решаете уравнения, то, вероятно, не особо задумываетесь, перенося переменные из одной части в другую. То же самое с рисованием: сделайте сотню набросков — и навык станет автоматическим.
Некоторые навыки в силу их природы нельзя полностью автоматизировать: они всегда будут требовать доли сознательного мышления. Но многие базовые знания и умения вполне можно превратить в процедурные. Единственное, что для этого нужно, — постоянная практика.
4 стратегия. Практикуйтесь больше, чем необходимо
Избыточное изучение — еще один прием, увеличивающий продолжительность сохранности воспоминаний.
Вот как можно применить этот метод.
— Овладели навыком? Потренируйтесь еще немного. Пусть занятие продлится на 10 минут дольше.
— Запомнили новую информацию? Примените эти знания во время практики. Например, если вы, изучая грамматику английского языка, узнали новую конструкцию, начните чаще использовать ее в общении и письменных работах.
— То, что вы изучили, — компонент более сложной задачи? Переходите на следующую ступень. Навыки низкого уровня не забудутся, если вы будете их применять в чем-то более трудном.
5 стратегия. Задействуйте разные органы чувств
Мозг анализирует сигналы окружающей среды с помощью разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, поступившая сразу от нескольких сенсорных систем, запоминается лучше. Воспользуйтесь этим!
Например, вы можете подключить зрительную память — рисовать схемы, изучать иллюстративный материал и придумывать яркие визуальные образы. Чтобы задействовать осязание, достаточно представить текстуру объектов, которые вам необходимо запомнить. А если вам лучше всего запоминаются звуки, можно читать вслух или слушать аудиолекции.
В ходе мультисенсорного обучения информация распределяется по разным нейронным цепочкам и участкам мозга, и у вас появляется больше ключей к ее восстановлению.
6 стратегия. Конспектируйте от руки
Мозг работает по-разному, когда мы печатаем на компьютере и пишем от руки. Выписывая буквы, мы лучше осмысливаем и запоминаем текст.
Пользуйтесь ручками, карандашами или маркерами. Делайте записи от руки, когда слушаете лекции, составляйте списки вопросов для самопроверки или готовьте флеш-карточки.
Рассмотрим еще пару способов конспектирования из книги «Как читать, запоминать и никогда не забывать».
Ассоциативные карты
Позволяют структурировать материал, поэтому он лучше сохраняется в памяти. Поскольку вы фиксируете только ключевые слова, вам требуется меньше времени на запись, что позволяет лучше следить за тем, о чем говорит спикер.
Записывание информации в формате телеграммы
Если вы записываете только главные идеи, мозг активно включается, чтобы отделять важное от второстепенного.
К тому же, когда записано много информации, перечитывание становится еще более пассивным. А если у вас есть только краткие заметки, мозгу приходится интерпретировать данные, что приводит к развитию более сильных связей в памяти.
Артур Думчев
Эксперт в области развития памяти
(помнит число Пи до 22 528 знаков после запятой)
Запоминание — процесс творческий, и самый адекватный подход — подобрать инструмент под задачу. Вот пара личных примеров.

Для подготовки к собеседованиям я использую интервальное повторение (повторяю карточки в программе Anki). Такая техника позволила мне устроиться разработчиком в Яндекс, имея всего год опыта работы, без профильного образования.
Проходя краткосрочную воинскую службу в казахстанской армии, я добился расположения офицеров, показав несколько трюков с запоминанием цифр и запомнив пару страниц устава. Тогда я использовал базовые мнемотехники, которые позволяют воспроизвести информацию и забыть ее навсегда на следующий день.

Чтобы понимать, что использовать из арсенала запоминания, я советую экспериментировать: пробовать мнемотехники, интервальное повторение, конспектирование. Если бы я мог дать себе совет, вернувшись на шесть лет назад, я бы сказал: не надо пытаться развивать память, надо научиться ею пользоваться.

7 стратегия. Используйте базовые мнемонические приемы
Давайте проведем небольшой эксперимент. Прочтите следующий список слов два раза.
Теперь возьмите лист бумаги и запишите по памяти столько пунктов списка, сколько сможете. Что получилось? Если вы похожи на большинство людей, вряд ли вам удалось вспомнить все слова.
А сейчас попробуем применить одну из мнемотехник — связать набор слов в историю.
Прочитайте эту историю еще раз, затем прикройте ее чем-то и проверьте, как много вы можете пересказать. Скорее всего, обнаружится, что так вы запомнили больше слов из списка.
Удивительно, насколько применение мнемотехник расширяет наши возможности. Кроме создания историй существует огромное количество приемов, облегчающих запоминание информации. Вот лишь несколько из них.
Рифмы
Мы хорошо запоминаем рифмы, поэтому они так часто встречаются в рекламных слоганах, например: «Молоко вдвойне вкусней, если это „Милки Вэй“». Такие фразы остаются в голове надолго. По той же причине рифму используют во всевозможных памятках.
Ассоциации
Допустим, вам нужно закрепить в памяти слово «коллизия». Оно означает «столкновение». Запомнить звучание и смысл можно при помощи одного примера. Речь идет о Колизее — архитектурном памятнике Рима. Наверняка в числе ассоциаций у вас всплыли гладиаторские бои, а это не что иное, как столкновение противников.
Метод мест
С помощью этого приема можно запоминать любую информацию. Главное — переводить ее в яркие образы и связывать с уже известными местами.
Скажем, вы хотите запомнить список покупок (пельмени, майонез, помидоры и так далее). Сначала надо выделить несколько знакомых вам локаций — пусть это будут спальня, коридор, туалет, кухня и балкон.
Мысленно переместимся в спальню. Представьте, как кладете пельмени на подоконник и солнце сквозь стекло подогревает их до уровня готовности. Можно обедать. Но с майонезом вкуснее. Выдавите всю пачку — и приступайте к трапезе.
Выходим в коридор. Пельменями вы не наелись — сделаем салат. Мысленно нарежьте прямо на пол помидоры и огурцы. Заправкой послужит подсолнечное масло. «Наливаем» его столько, чтобы пространство заполнилось по щиколотку… и так далее.
Когда вы захотите вспомнить список, вам нужно будет лишь мысленно пройтись по всем комнатам.
Артур Думчев
Эксперт в области развития памяти
Феноменальная память или фокус?
Легко «нагуглить» людей, которые запоминают порядок в колоде из 52 карт за 12 секунд или число Пи до сотни тысяч знаков после запятой. Известны шоу, где люди запоминают состояние кубика Рубика за минуту, одновременно играя на пианино, а затем собирают его с закрытыми глазами.

Перечисленное выше кажется чудом, суперспособностями. Кажется, что человек, который запоминает карты, имеет феноменальную память. Чаще всего это не так, и фокусу есть объяснение. Например, для карточного трюка используется мнемотехника запоминания списка, а для карт в колоде заранее имеются визуальные образы.

Илья Антонов — знаток числа Пи, который помнит наизусть 23 000 знаков после запятой. Посмотрите, как он демонстрирует возможности своей памяти в эфире популярного телепроекта «Удивительные люди». Этот пример можно использовать для своей мотивации.
Ищите смысл и порядок
В самом начале письма мы просили вас запомнить два узора из спичек. Пришло время проверить, как вы справились. Возьмите бумагу и нарисуйте то, что помните.
Первая картинка вылетела из головы, а со второй не возникло проблем, так? Причина в том, что вашему мозгу гораздо труднее запоминать сведения, данные вперемешку, чем вещи, как-­то связанные друг с другом или упорядоченные по какому-то образцу.
Непонятные и хаотичные данные быстро забываются. Так что каждый раз пытайтесь вникнуть в суть, найти логику и закономерности изучаемого предмета. Классифицируйте и структурируйте материал. Связывайте новые сведения с уже полученными знаниями, чтобы увидеть общую картину. И тогда шансы, что информация дойдет до хранилища памяти, многократно возрастут.

Заключение
Забывание — естественный процесс, но есть способы сохранить в памяти важную информацию. Мы запоминаем вещи, которые воспринимаются как значимые, вызывают эмоции или повторяются. Метод интервальных повторений — один из лучших способов сохранить в памяти новое. Информация запоминается лучше, если подключать несколько органов чувств. Вы также можете писать конспекты, использовать метод припоминания или мнемотехники. Многие вещи можно научиться делать автоматически — как ездить на велосипеде или печатать вслепую. Для этого придется много практиковаться.
А теперь — разминка для мозга. Внимательно рассматривайте в течение двух минут предметы, изображенные на картинке. Потом, не глядя на картинку, на листе бумаги запишите, что вы запомнили.

Совет! Запоминая предметы, следуйте определенному порядку. Произносите их названия вслух. Сначала запомните одну группу из пяти предметов, потом добавьте еще одну и так далее. Чтобы облегчить себе задачу, попробуйте придумывать истории.

Выполняя упражнение, вы потренируете память, убедитесь, что можно найти порядок даже там, где его вроде бы нет, а заодно отработаете одну из мнемотехник.






Домашнее задание
Домашнее чтение
Как управлять своей мотивацией в учебе (и в жизни)
В следующем уроке →
— Что такое состояние потока и как его добиться?
— Чем мотивация в обучении во взрослом возрасте отличается от учебы в школе или университете?
—  В чем причины кризисов мотивации и как их преодолеть?
Автор урока: Артур Думчев, эксперт в области развития памяти, тренер-консультант.