Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться

Как провести книжный клуб. Советы от Ассоциации инновационных компаний

Практика бесценна. Опытом организации книжного клуба делится алматинская Ассоциация инновационных компаний (АИК).

Книжный клуб — инструмент обучения сотрудников и развития бизнеса: это встречи в формате обзора книг (презентацию заранее готовят сотрудники) и обсуждения ценных идей, которые реально внедрить в компании.

АИК — тридцать шесть передовых компаний Казахстана, которые объединились ради развития экономики страны. Неудивительно, что люди с такими планами много читают. В АИКе книжный клуб — не только беседы о книгах, но еще и библиотека. Интересно, что кураторы проекта, Светлана Обухова и Амирет Конысбаев, попросили разрешения у Игоря Манна назвать книжный клуб его именем. И получили согласие :-)

В АИКе поняли, что для них модель книжного клуба, которую предложил Игорь Манн на страницах своих книг, является идеальной (хотя коррективы все же внесли). А потому решили, что клуб должен носить имя своего идейного вдохновителя, — источник.

Мы поговорили со Светланой и Амиретом — получились практические рекомендации, которые можно брать и сразу внедрять.

1. Не гонитесь за количеством

Оптимальное количество книг, которые удается обсудить за раз, — одна-две. На первом заседании в АИК решили поговорить о 5-6 книгах: получилось очень бегло, по верхам. Много информации — это трудно и неинтересно, людям тяжело все это воспринимать.

Лучше сократить число обсуждаемых книг. Для презентации одной-двух книг нужно примерно 1,5 часа.

Светлана Обухова, энтузиаст и бессменный куратор Книжного клуба.

2. Приглашайте всех желающих

Книжный клуб АИК проходит в открытом формате: прийти на заседание может любой. Бонус: чай, кофе и печеньки за счет компании.

Люди приходят не за плюшками — за идеями.

Очень важно приглашать руководителей компаний — так создается площадка для обсуждения проблем бизнеса через книги. Кроме того, часто руководитель сразу же принимает решение о внедрении понравившейся идеи — никакой бюрократии.

Когда кто-то на книжного клубе рассказывает о прочитанном, его обязательно просят рассказать, как это можно использовать на практике.

Предприниматели охотно делятся друг с другом опытом. И это особенно ценно, поскольку идея уже проверена на практике.

3. Определитесь с ценностью книжного клуба для своей компании

Книжный клуб затевается ради чего-то. Главная задача клуба в АИК — приземлить идеи из книг к условиям Казахстана: они ищут решения, которые реально применить на месте.

Несколько раз в заседаниях клуба участвовали казахстанские авторы книг. Это особенно интересно: пообщаться с автором, задать ему вопросы и получить в подарок книгу с автографом.

4. Сохраняйте формат

Больше 20 человек — получается базар, а меньше — не так интересно. В АИКе сложился костяк: 5-6 человек, которые почти всегда ходят на встречи (за исключением летних месяцев, когда у многих отпуска).

Сколько человек приглашать? Самый удобный формат — 15-20 человек.

Светлана рассказывает, что аудитория подбирается разная. Случается, что люди не особенно «активничают». Приходится шевелить: вытягивать эмоции, вызывать на диалог, задавать провокационные вопросы. А порой собирается такая компания, что надо остужать пыл. Хорошо, если не драку разнимать :-)

А вообще заседания Книжного клуба проходят в дружеской обстановке, способствующей продуктивности и генерации идей.

5. Организуйте доброжелательный контроль

Трудно узнать, прочитали ли люди книгу. Еще сложнее понять, применили они что-то в работе или знания легли мертвым грузом. В АИКе все строится на личном общении: когда сотрудник возвращает книгу, Светлана спрашивает, была ли книга полезна и важна. Комментарии заносятся в базу данных библиотеки и учитываются в будущем, когда нужно порекомендовать кому-то книгу.

В одной из компаний-членов АИКа директор настолько проникся идеей клуба, что своих сотрудников чуть ли не в обязательном порядке направляет в библиотеку. Потом они отчитываются перед Светланой: какие книги прочли, что извлекли и какие идеи будут внедрять. Возможно, на первых порах такой подход оправдан.

Беседа нужна не только ради контроля. Во-первых, в разговоре легко выяснить интересы сотрудников, а во-вторых, посоветовать подходящее издание. В АИКе стараются каждому найти «свою» книжку — этим занимается Светлана. Заодно пополняют библиотеку уже не наобум, а с учетом мнения людей.

Когда в АИКе делали фотографии для этого кейса, весьма кстати забежал директор компании «Элтекс Алатау»: сдать прочитанные книги и взять парочку новых. Ну как парочку...

6. Берите из книг интересные упражнения

В АИКе стараются затачивать книжный клуб под нужды компании, но иногда и обсуждают глобальные вопросы. Как-то Амирет презентовал книгу Стива Павлины «Личное развитие» — обсуждали привычки. Прямо во время встречи участники решили выработать у себя одну полезную привычку (или избавиться от вредной) и в следующий раз отчитаться об успехах.

«Алло, Светлана? Я плаваю!» От неожиданности Светлана не сразу догадалась, о чем речь. Оказалось, ей звонила Наталья, участница прошлого книжного клуба, которая пообещала научиться плавать. Она честно ходит в бассейн и даже докладывает о результатах!

И таких моментов было много. Сам Амирет пообещал, что будет каждый день выписывать десять новых слов из древнего казахского эпоса и заучивать их. Слово держит: из 30-ти дней пока пропустил только два. Такая нестандартная задумка, как оказалось, работает.

Галым Мурзагалиев проникся идеями книжного клуба, и теперь не только читает бизнес-литературу сам, но и активно рекомендует своим друзьям и партнерам.

7. Попутно решайте другие задачи

Книжный клуб дает возможность сделать что-то еще: получить обратную связь, узнать об интересах сотрудников. Например, в АИКе так собрали ТОП-3 самых популярных книг. Получился такой список:

Малая часть библиотеки АИК. Все остальные книги на руках.

8. Пусть о книжном клубе узнают

В АИКе завели страничку на Facebook, где анонсируют темы и даты заседаний, дают рекомендации по чтению полезных книг и проводят активности. Например, вместе с книжным магазином Goodbook.kz провели розыгрыш книги «Пишем убедительно. Сам себе копирайтер» с автографом автора — Саши Карепиной.

Пожелание удачи от Саши Карепиной. Удачей нужно делиться, тогда ее будет еще больше!

И последний совет, но уже про корпоративную библиотеку

В «Ассоциации инновационных компаний» сделали электронный журнал в программе Microsoft Access и любезно согласились поделиться шаблоном. Скачайте его здесь.

Светлана очень довольна: «Лучше этой программы в обработке баз данных я не знаю — у нас в ней все, в том числе и журнал учета книг».

Полезные ссылки

Скачайте шаблон журнала учета книг здесь.

Если хотите вести бумажный журнал по старинке, вот шаблон. Вверху страницы впишите название книжки, а под ним отмечайте, кто и когда взял/вернул книгу.

Если у вас есть вопросы по Лиге или вас интересуют услуги издательства для компаний, пообщайтесь с Любовью Кузьминых lk@m-i-f.ru