в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги

Что делать, чтобы читали

Кейс компании «Мегаплан»

Александр Опанасенко, директор по партнерам «Мегаплана», не испытывает иллюзий по поводу чтения в компании. Он знает, что присутствие книг в офисе не значит, что кто-то их будет читать. Мы попросили Александра рассказать, что с этим делать и стоит ли ввязываться.

Александр Опанасенко, фото из Facebook(а) Александра

— В компании администрированием библиотеки занимаюсь я сам.

— ...Потому что мне это интересно. В другой моей компании этим занимается человек, который вызвался на эту роль. Мы называем его «библиотекарем».

— Когда начал этим заниматься, были ожидания, что будут читать активнее, но читали меньше. Мне кажется, причина в отсутствии привычки, культуры чтения. Я давно взял за правило читать минимум 15 страниц в день. За месяц выходит 3 небольшие книги.

Книжные полки в офисе «Мегаплана»

— Главная проблема с чтением в компании в том, что низкая активность. Под активностью я понимаю не само чтение, а циркуляцию книг в жизни компании. Чтобы сотрудники и руководители постоянно ссылались на книги, говорили о них, рекомендовали друг другу в разных ситуациях. Вот этого всего должно быть много.

— На первый заказ книг для библиотеки откликнулись совсем немногие. Я пишу: «Хочу сделать заказ книг, кто что хочет почитать?». Только 2 сотрудника из 68 ответили. Причем сотрудники все хорошие, других не держим.

Фото Александра Опанасенко

— Я все равно сделал заказ на 21 книгу, потому что «хороша ложка к обеду». Если возникнет ситуация, когда мне надо будет посоветовать конкретную книгу кому-то, а ее не будет под рукой, то и шансов, что человек ее прочитает, не будет. Когда слышишь проблему, нужно посоветовать книгу и сразу же ее дать.

Книга — это инструмент, а не реликвия

— Я не считаю, что подписями, наклейками и прочим мы ее портим.

— Подсмотрел у Яндекса идею с наклейками «Эта книга принадлежит компании такой-то». Сделали себе наклейки. Очень удобно, если у сотрудника книга заблудилась дома, он видит наклейку и вспоминает: «Надо вернуть».

Так выглядят наклейки с напоминалками на книгах

Если вы хотите наклейки, как у «Мегаплана», Александр не против. Вот исходник

— У нас есть экслибрис. Это печать с логотипом компании, которую мы ставим в начале книги и на 13-ю страницу (в библиотеках ставят на 17-ю, но это скучно).

Оттиск печати — экслибриса на книгах «Мегаплана»

— В журнале читателя мы отмечаем, кто что берет.

Макет внутренних страниц журнала взяли из материалов Лиги читающих компаний. Скачать

— Все книги в нашей библиотеке можно видеть в гуглдоке. Там же видно, какие на полке, а какие на руках, кто читает, сколько человек уже прочитали, кто принес книгу. В отдельной колонке помечаем новинки.

Скриншот гуглдока библиотеки «Мегаплана», в котором можно подсмотреть, что читают в компании

— У нас в таблице с книгами есть колонка «меценат». Когда сотрудник приносит свою книгу в офис, мы ставим там его фамилию — например, Беляев Павел. Если компания покупает книгу, то в колонке «меценат» стоит «Мегаплан».

— Я считаю, что учить компанию читать нужно на своем примере

— У нас есть корпоративный Мегаплан, и я там ставлю общее обсуждение и рассказываю о книге. Получается короткое эссе: чем полезна, какие мысли показались интересными.

Скриншот из корпоративного Мегаплана компании

— В последний раз мы заказывали книги на 4 темы: саморазвитие, продажи, переговоры, деловое письмо. Художку мы пока не покупаем.

Что читают в «Мегаплане», фото из офиса

— Саморазвитие — очень важная тема. Человеку не комфортно, когда он не понимает, что в принципе происходит вокруг. Ему гораздо спокойнее, когда он знает причины того, что он видит. Например, в «Русской модели управления» Прохорова А. просто много ответов на мои вопросы. Тяжело посчитать, как она мне помогла профессионально, но я стал лучше, спокойнее реагировать на происходящее. Может, книги по саморазвитию напрямую и не влияют на профессиональный рост, но на интеллект сотрудника влияют колоссально.

Что читают в «Мегаплане», фото из офиса

— Не всегда можно увидеть качественный скачок после чтения книги. Например, я посоветовал «Мастерство презентации» Каптерева менеджеру по продажам и увидел, что его презентации вышли на новый уровень. У таких тем результат отследить просто. Другому человеку я посоветовал «Делегирование и управление» Брайана Трейси — здесь уже не так просто понять, сработала ли книга.

В библиотеке «Мегаплана» много книг на английском языке

— Я часто советую книги коллегам, но редко мне рассказывают, чем именно книга понравилась. Не факт, что всегда читают, но это их дело.

— Считал ли я когда-нибудь возврат на инвестиции в чтение? Нет. Потому что мне просто не жалко денег на книги.

— До сих пор считаю книгу лучшим подарком на все случаи жизни. Было приятно дарить книги клиентам в конвертах из крафтовой бумаги.

Книги в подарок клиентам в «Мегаплане» запечатывали сургучом, фото сотрудников «Мегаплана»

— У меня не все получалось, но я оптимистичен. Я верю, что нужно вовлекать коллег в чтение на своем примере. Давать точечные рекомендации. Видишь проблему, советуешь книгу про то, как ее исправить. Подогреваешь, рассказываешь, что тебя впечатлило. Только так.

P. S. Мы начали работать над этим кейсом больше месяца назад. Когда показали Александру готовый кейс, он прислал такой апдейт:

«Из позитивного, на текущий момент, действительно начали чаще брать и читать книги, так как они оформлены в шкафу и есть из чего выбрать, теория о „дорогой ложке к обеду“ подтверждается :)»

Если у вас есть вопросы по Лиге или вас интересуют услуги издательства для компаний, пообщайтесь с Любовью Кузьминых lk@m-i-f.ru