Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться

Как большая компания развивает 30 тысяч сотрудников

Кейс компании «МТС»

У члена Лиги читающих компаний, компании «МТС» несколько тысяч офисов в шести странах СНГ. Обучить каждого сотрудника — головная боль Оксаны Кухарчук, руководителя Корпоративного университета МТС. Мы любим слушать, как Оксана на конференциях делится опытом роста сотрудников. Чувствуем, что работали не зря: в Корпоративном университете МТС важную роль играет наша электронная библиотека.

Фото из сообщества МТС «ВКонтакте»

— С чего все начиналось?

В МТС мы всегда брали курс на развитие сотрудников. Нашему корпоративному университету в этом году исполнилось 12 лет. Мы понимали, что тренингов в большом количестве не проведешь — Россия большая, пока тренер доедет... А книги — это новые подходы, актуальные в мире тенденции. Поэтому стали фокусироваться на них.

У нас была бумажная библиотека. Но, как и в случае с тренингами, не все сотрудники могли ею пользоваться, не поставишь ведь книжный шкаф в каждом офисе. Мы начали думать, как пойти в ногу со временем, чтобы сотрудники в любом месте могли скачивать и читать книжки со смартфонов, планшетов, ноутбуков. Решили попробовать электронную библиотеку МИФа.

Оксана Кухарчук, руководитель Корпоративного университета МТС

— Как много сотрудников читают?

Эффективность библиотеки мы отслеживаем по скачиваниям. За 2015 год коллеги скачали 110 тысяч книг. А если учесть повторные скачивания сотрудниками особенно интересных книг, то 210 тысяч. Каждая из 600+ книг библиотеки нашла своего читателя.

Каждый читающий сотрудник в МТС взял за год в среднем 12 книг.

— Какие книги помогают в работе?

Начинали мы с популярных бизнес-книг. Брали по ключевым направлениям, которые нам интересны, — лидерство, мотивация, истории успешных людей и компаний.

Потом стали спрашивать у сотрудников: чего им не хватает, чтобы было интересно? И вот одна из интересных вещей. Люди уже с трудом разделяют работу и личную жизнь. Этот тренд называется work-life. Работа становится частью личной жизни, а личная жизнь становится частью работы.

Сотрудники говорили о том, что им хотелось бы получать больше знаний о вещах, которые не всегда касаются работы. Про личное, духовное развитие, здоровый образ жизни, отношения, самореализацию, личные ценности.

Исходя из этого, мы органично добавили книги про ЗОЖ, счастье, воспитание детей, кулинарию и так далее. Когда-то в десятке самых скачиваемых была книга с рецептами для мультиварки. Мы только за.

— Что читают?

В МТС 30 000 сотрудников. Двенадцать самых скачиваемых книг выглядят так.

     
45 татуировок
менеджера
  Как люди думают Больше денег от
вашего бизнеса
Максим Батырев (Комбат)  
  Дмитрий Чернышев         
 
Александр Левитас
Выйди из зоны
комфорта
Сила воли Стратегия голубого
океана
Брайан Трейси
Келли Макгонигал

Чан Ким и Рене Моборн
Правила мозга Тайм-драйв Бережливое производство
+ шесть сигм в сфере услуг
Джон Медина
Глеб Архангельский   

Майкл Джордж
Deadline Связи решают все Слова, которые
изменили мир
Том ДеМарко
Дарси Резак

Книги выбирают стихийно или по рекомендациям. После тренингов мы советуем прочитать конкретную книгу для укрепления знаний.

Книги у нас зашиты в тренинги по лидерству, презентациям, саморазвитию и другим тематикам.

Тренинг по личной эффективности МТС. Фото Оксаны Кухарчук

 Как понять, какие навыки прокачивать?

Мы в МТС составили матрицу качеств сотрудников, которые важны для нашего бренда. Их шесть:

— партнерство;

— результативность;

— ответственность;

— смелость;

— творчество;

— открытость.

Первые буквы этих слов складываются в аббревиатуру ПРОСТО. Так легче запомнить.

Блокнот для идей. Фото Оксаны Кухарчук

Для «прокачки» каждого качества мы составили свою подборку книг, при этом учли уровни компетенции: рядовой сотрудник, руководитель, стратег.

Например, в разделе «Партнерство» для развития личной эффективности мы советуем читать:

Сотруднику

— «Бла-бла-бла, или Что делать, когда слова не работают», Дэн Роэм;

— «Нетворкинг для интровертов. Искусство заводить полезные связи для необщительных», Девора Зак;

— «Искусство говорить и слушать», Мортимер Адлер.

Руководителю

— «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга», Кейт Феррацци, Тал Рэз.

Стратегу, топ-менеджеру

— «Искусство заключать сделки», Дональд Трамп.

Эти рекомендации хранятся в файле «Матрица ПРОСТО». Когда приходит кандидат на ключевую вакансию в компании, мы открываем этот файл и высылаем кандидату список книг, которые мы рекомендуем ему прочитать. Кстати, возможность развития и обучения в компании сейчас входит в пятёрку самых важных факторов при выборе работодателя.

— Как мотивировать коллег больше читать?

Мы делаем книжные рассылки и выпускаем дайджест книг на корпоративном портале компании.

Подборка книг на корпоративном портале компании

У нас есть Виртуальная академия — система обучения, где расположены курсы и расписания вебинаров. В блоке «Новое» мы советуем всем коллегам книги — или новинки, или бестселлеры.

Рекомендация книги «На пределе» в виртуальной академии МТС

Раз в квартал в нашей интерактивной лаборатории проводим книжные клубы. Приглашаем авторов книг и устраиваем вебинары — подключаются все регионы. Собираемся утром, чтобы у коллег из, например, Дальнего Востока, тоже была возможность задать вопросы нашему гостю.

Гость интерактивной лаборатории — Павел Палагин. автор книги «Скорочтение на практике»

О приближающемся собрании клуба рассказываем в рассылках и с помощью листовок в офисах — так у коллег есть время, чтобы заранее прочитать книгу.

В офисах для продвижения библиотеки стоят ролл апы.

Ролл ап в екатеринбургском офисе МТС

Ещё мы запустили в корпоративном журнале «Запросто» рубрику с обзорами новинок и бестселлеров из нашей библиотеки.

Обзор книг в корпоративном журнале МТС «Запросто»

У МТС есть корпоративное радио. На нем мы тоже рассказываем о книгах — каждый день в блоке по обучению и развитию.

Иногда проводим конкурсы, в том числе на лучшую рецензию. К 23 февраля и 8 марта проводили конкурс на лучшее стихотворное поздравление, в котором используются названия книг.

— Есть ли у вас «вау»-история о какой-нибудь книге?

Самая интересная история — не о книге, а как раз об электронной библиотеке. Проект стал одним из самых громких «вау»-факторов компании. Мы этого не ожидали, запускали «на попробовать» и «как пойдет».

А сейчас на любых встречах сотрудников по всей России многие благодарят за библиотеку. Хотя мы много всего делаем в плане тренингов, развития, мотивационных курсов, но библиотека стала для людей личным гибким инструментом.