Агентство интернет-рекламы «Реаспект» — наши Лигионеры. Они читают письма Школы и решили поделиться своим опытом создания библиотеки. Любой сотрудник может читать целый час после обеда, все книги занесены в картотеку, а программисты сразу кодят прочитанное. Маркетолог «Реаспекта» Илья Долгополов рассказывает, что бывает, если библиотекой руководит технический директор и почему без чтения книг нельзя получить повышение.
Маркетолог «Реаспекта» Илья Долгополов
В офисе «Реаспекта» почти нет стен. А те, что ещё остались, — стеклянные. В том числе переговорка, в которой и расположена библиотека.
Офис агентства «Реаспект»
Библиотека в «Реаспекте» — это стеллаж, где по категориям разбиты книги: по менеджменту, рекламе и продажам, дизайну и юзабилити, маркетингу. Есть книги для общего развития.
Книжный шкаф рядом с сертификатами и дипломами компании
В фонде 249 книг, все бумажные. Если учесть книги, которые купили в нескольких экземплярах, то 297.
В библиотеке очень много книг МИФа, в том числе среди самых популярных. На «45 татуировок менеджера» выстроилась очередь, а ведь в «Реаспекте» она в трёх экземплярах. Есть почти весь Игорь Манн, по два экземпляра «От хорошего к великому», «Доставляя счастье», «Клиенты на всю жизнь», «Искренняя лояльность» и «Обнимите своих клиентов». И целых четыре книги «Тайм-драйв» Глеба Архангельского.
Книги МИФа в библиотеке «Реаспекта» выложили на один стол, чтобы сделать нам приятно.
Доверили ведение библиотеки самому ответственному человеку — техническому директору Азату. Компания занимается разработкой сайтов, поэтому ее техдир не доверяет бумаге. За пару дней он написал программу, куда стал вносить всю информацию. Получилась система электронного учета книг.
Система электронного учёта книг в «Реаспекте»
С точки зрения программирования ничего сложного, просто таблица, но помогает избежать ошибок. Даже если из компании уходит сотрудник, то в «Реаспекте» всегда знают, не числится ли за ним книга.
Административный доступ на редактирование записей есть только у Азата, все книги берутся только через него. Он — хранитель библиотеки, этот термин в «Реаспекте» узнали из первого письма Школы. Хочешь взять книгу — должен сдать предыдущую.
Книги выдаются на месяц. Можно подойти к Азату и попросить продлить.
«Знаете, есть такие люди, которых ты не хочешь разочаровывать или злить — осознаешь это на уровне интуиции. Азат как раз такой человек. Никто не хочет разочаровывать Азата. Тех, кто не справился за месяц с книгой и забыл ее продлить, считают должниками. А потому все ведут себя хорошо и стараются не косячить с библиотекой», — рассказывает Илья.
Плакат в библиотеке: никто не любит злить Азата
Сейчас в компании 55 сотрудников. Читают почти все.
В среднем в месяц в компании прочитываются 24 книги — 6 отделов, в каждом запланировано по 4 книги в месяц.
Книги не обязательно должны быть из библиотеки компании. Если прочел что-то интересное дома, то можно об этом рассказать на встрече книжного клуба, и, если отделу понравится и станет интересно, то книгу купят в компанию.
Обсуждения книг в компании разделены по отделам. Так как задачи у подразделений разные, то и читают люди разные книги. Для каждого направления рекомендована своя литература, докупают книги по желанию отдела.
О том, как проводить книжные клубы, мы писали в четвёртом письме Школы Лиги читающих компаний.
Собираются мини-группами по
У программистов после прочтения книги идёт развёрнутое обучение-семинар, которое ещё и записывается на видео — для тех, кто придет в компанию позже. Записывают на несколько камер, получаются обучающие вебинары.
Программисты всё полезное, что нашли в книгах, сразу кодят.
В других отделах всё попроще — проводят стандартное обсуждение. 10-15-минутное выступление от читающего. Те, кто читать книгу целиком не планирует, задают вопросы, чтобы получить знания сейчас. Плюс есть пятничное собрание с руководителями и менеджерами, где чаще всего обсуждаются книги по управлению или бизнесу.
Единственная цель — чтобы люди, которые пришли на собрание, получили что-то полезное.
Если о книге хорошо рассказали, то на неё выстраивается очередь и иногда приходится докупать. Некоторые книги у нас в
В чужие отделы можно прийти, если тебе интересна книга, о которой собираются рассказывать. Технический отдел не любит зевак, потому что они редко понимают, о чём речь.
В CRM «Реаспекта» обычно написано: отдел контекстной рекламы собирается обсуждать вот эту книгу. Если она человеку интересна, то он пойдёт и послушает. Если же на повестке какая-то специализированная книга и сейчас не до этого, то пропустит собрание.
Анонс обсуждения книги в CRM
Время для чтения выделяют руководители отделов в рабочие часы. В среднем это 1 час в день, сразу после обеда. Сотрудник может отказаться от этого времени из-за высокой загрузки или, наоборот, наверстать упущенное в момент отсутствия задач.
На работе нельзя играть в компьютерные игры и смотреть непрофильные видео на YouTube часами, а за книгу тебя никто не поругает.
У отдела контекстной рекламы интересная тактика: каждый час у них есть
Чтение в «Реаспекте» — одно из условий карьерного роста.
У каждого сотрудника в карьерной карте для перехода на следующий уровень заложено конкретное количество книг и выступлений по ним.
Есть рекомендованная литература, без которой просто физически нельзя подняться на уровень выше.
Обычно для перехода на следующий уровень нужно прочесть
Вот пример минимально необходимой литературы для отдела по работе с клиентами:
— «Доставляя счастье», Тони Шей;
— «Клиенты на всю жизнь», Карл Сьюэлл;
— «45 татуировок менеджера», Максим Батырев;
— «Метод тыквы», Майк Микаловиц;
— «Договориться можно обо всем», Гэвин Кеннеди.
А вот — для отдела контекстной рекламы:
— «Добавьте в корзину», Брайн и Джеффри Айзенберг;
— «Google AdWords», Брэд Геддс;
— «Веб-аналитика 2.0 на практике», Авинаш Кошик;
— «Повышение эффективности интернет-рекламы», Тим Эш.
В отделе
Ребята из «Реаспекта» — монстры эффективности. Все кругом говорят, а они просто делают. Мы составили небольшой список полезностей, которым стоит у них поучиться.
— Вести картотеку для бумажных книг. Каждый, кто взял книгу, отмечается в электронной таблице, — сразу видно, когда можно перехватить книгу.
— Посвящать час развитию. Сотрудник прямо на работе развивается и читает полезные книги.
— Собирать книжный клуб в каждом отделе. Каждый отдел регулярно проводит книжные клубы — обсуждают одну книгу, встречу могут посетить коллеги из других отделов.
— Программировать прочитанное. Кодеры сразу же реализуют то, что прочитали.
— Советовать, что читать. В отделах есть список литературы, а сотрудники рекомендуют друг другу понравившиеся издания в CRM.
— Читать для повышения. Для повышения по службе нужно подтвердить развитие навыков. Один из способов — чтение. Чтобы получить прибавку к зарплате, нужно читать не только то, что советуют, но и самому находить полезные книги и рассказывать о них.