МИФ
Максимально полезные книги

интернет-магазин Ozon

Если видишь, что неприятность может случиться — нужно к ней готовиться

Александр Шумович — управляющий партнёр агентства «Eventum», одного из крупнейших организаторов деловых мероприятий, а также поставщика образовательных услуг на рынке event-бизнеса

— Сфера деятельности Вашей Компании — организация деловых мероприятий — конференций, семинаров, встреч. Почему именно это направление было Вами выбрано, с чего все началось? Приходилось ли Вам организовывать праздники, PR-акции?

Каждый человек смотрит на мир через призму своей профессии, и мне кажется, что мероприятие — это почти все, что происходит вокруг нас. Представление в театре — это мероприятие, поход в ресторан — тоже мероприятие. Мы делаем довольно разные проекты, в том числе, для прессы, для госорганов мы делали аттестации, открытия. Тем не менее, наша основная работа — деловые мероприятия. Так получилось, мне лично они нравятся больше всего. Организация игр, праздников и шоу — особая область event-менеджмента, в идеале им должны заниматься специализированные компании.

— Вы на рынке event более 12 лет. Можете ли Вы дать оценку его развития, что изменилось за последние годы, какие перспективы наметились?

В зрелой индустрии должны сложиться определенные стандарты, заметные и специфические сегменты рынка, должно появиться профессиональное образование, литература и ассоциации. Event-менеджмент в этом отношении выглядит пока формирующейся отраслью. Мало книг, до сих пор не создана профессиональная ассоциация с кодексом поведения, стандартами качества, площадкой для общения. Но зато с каждым годом заметно чувствуется, что клиенты становятся все искушеннее, опытнее, требовательнее. Мы все больше говорим на одном языке. А это значит, что и организаторы становятся профессиональнее, а отрасль — значимой и уважаемой. Организация мероприятий входит в тройку самых востребованных инструментов маркетинга. У мероприятий — большое будущее.

— Какой Ваш девиз в жизни и в работе, если их можно разделить?

Кто хочет — ищет возможность, кто не хочет — ищет причины». Этот девиз еще в советские времена был написан на заводе, где работала моя мама. Директором завода был исключительный человек, который рискнул написать этот лозунг вместо обычного «Слава КПСС». Он искал возможности, чтобы на заводе работали на совесть, гордились им. Мне очень нравится эта история и этот подход к работе.

— Кто такой event-менеджер в Вашем понимании? Ваши пожелания тем, кто только начинает входить в этот бизнес.

Мероприятие — это то, что отличается от обычной жизни. Еvent-менеджер — это организатор, тот, кто объединяет разных людей, решает множество задач и в результате… получается незабываемое переживание для участников и для себя самого. Мое пожелание начинающим — не считайте, что организация мероприятий, это просто. Это такой же бизнес, как и любой другой. Это серьезная работа, относитесь к ней так же серьезно, как если бы вы работали пилотом или хирургом.

Event-бизнес только развивается в России, и как любая молодая отрасль, в своем развитии испытывает ряд трудностей: проблема кадров, разобщенность агентств, нехватка специализированной литературы, отсутствие норм стандартов и так далее. Как проблема кадров решается в Вашей компании?

Мы ищем толковых людей и учим их тому, что знаем, учимся у них сами.

— Сейчас стали появляться учебные центры, предоставляющие услуги в сфере event — образования. Какие Вы могли бы отметить с положительной стороны, а какие — с негативной? Сотрудничаете ли Вы с ними?

В нашей компании существуют семинары, посвященные обучению event-менеджменту. Мы учим, как организовывать мероприятия. Таким образом, остальные организаторы курсов и семинаров для нас, в некотором роде, конкуренты. А о конкурентах — либо ничего, либо только хорошее.

— Каким Вы видите event-образование в России?

В организации мероприятий часто важным элементом является соблюдение традиций. Традицией также является обязательное упоминание об особом пути развития России в отношении разных видов бизнеса. Мне кажется, это не так и мы повторим путь, который в некоторых странах уже прошли. Думаю, что в рамках академических программ «Организация специальных мероприятий» появится как отдельное направление. По мере возрастания спроса, будет больше мастер-классов с участием приглашенных иностранных гостей, собственных российских специалистов, будет больше семинаров, книг, методических пособий, журналов. И через несколько лет обучение организации мероприятий не будет более специфичным, чем обучение туризму или связям с общественностью. Как этому сейчас учат? Вот так же будут учить организации мероприятий.

— С какой целью Вы проводите обучающие семинары и тренинги, кто ваш потенциальный слушатель, есть ли разница в построении обучающих программ для event-менеджеров со стороны заказчика/клиента и со стороны агентств?

Мы делимся знаниями, которые получили методом проб и ошибок. Надеюсь, для многих эти знания полезны и не важно, где работает участник семинара. Закон всемирного тяготения работает во всех организациях одинаково. Если отбросить некоторые мелочи, то можно увидеть, что принципы организации мероприятий, технологии, подходы не отличаются — делаете ли вы мероприятие, работая внутри организации, либо работаете на нее же, но в статусе специалиста внешнего агентства. Другое дело, что распределение работ, полномочий, ответственности может быть разным, вы можете делать разные части одного проекта. Семинар позволяет взглянуть на подготовку мероприятия в целом, в том числе посмотреть на работу своих коллег под другим углом. Полагаю, что обеим группам участников это интересно.

— Можно ли научить искусству создавать праздник, событие?

Конечно. Учиться можно всему. Организация мероприятий не стала в этом отношении каким то магическим исключением.

— Вы являетесь членом Международной ассоциации ISES, членом AmCham. Возможно ли подобное объединение в России? Вваше к этому отношение, что для этого нужно?

Уверен, что создание профессиональной ассоциации — вопрос времени, причем недалекого. Профессиональная ассоциация обязательно появится. Необходимо проявить волю и последовательность.

— Многие отрасли имеют свои нормативы, стандарты, этический кодекс. Что бы Вы включили в такой документ, если бы он создавался для российского рынка?

Вопрос об этическом кодексе — долгий разговор и его стоило бы вести в форме диалога с другими участниками рынка. Мне очень нравится то, что сделали в свое время представители PR-сообщества, например Римская хартия. Кстати, этический кодекс организаторов мероприятий сформулирован уже на Западе, вряд ли мы изобретем велосипед, вряд ли наша этика будет существенно отличаться от их.

 — Нужно и возможно ли вообще определять знаковых фигур в нашем бизнесе? Есть ли они у нас, кого бы Вы лично могли назвать и по каким критериям?

Лидеры всегда есть. Это люди, к чьему мнению прислушиваются. Они влияют на суждения, задают ориентиры. Если для кого-то есть такой человек (или люди), то он для себя этого лидера уже определил.

— Расскажите о проведенном Вами мероприятии, которым Вы гордитесь больше всего. Что в нем столь запоминающееся, с какими сложностями/курьезами пришлось столкнуться?

В этом году 10-го июня в старинном дворце в Санкт-Петербурге мы организовывали встречу министров финансов Большой Восьмерки, руководителей международных финансовых организаций — Международного валютного фонда, Всемирного банка, Международного энергетического агентства и крупных приглашенных стран — Китая, Южной Кореи, Нигерии, Австралии, Бразилии. Только представьте, в одном зале сидели люди, которые отвечают (в некотором смысле) за процентов 60–70 мировых денег. Такое не забыть. Это был самый удивительный проект в моей профессиональной карьере.

— Ваша компания, по сути, консалтинговая. Есть ли постоянные клиенты, которых Вы ведете?

Наша работа скорее проектная. Мы решаем ограниченную во времени задачу. Тем не менее, складываются определенные традиции, отношения. С некоторыми клиентами мы работаем из года в год.

— Какие основные проблемы возникают в работе с клиентами?

Мне кажется, у хорошей компании не должно возникать проблем в работе с клиентом. Это у клиента могут возникнуть проблемы с выбранной компанией, если она не достаточно хороша. Задача профессионалов — не допустить возникновения ситуаций, которые клиент считал бы проблемой.

— Услугами каких подрядчиков вы пользуетесь для проведения своих мероприятий, есть ли постоянные, каковы принципы подбора? Какие основные проблемы в работе с ними?

Мы выбираем подрядчика, устраивая нечто вроде тендера. Если работа была успешной, мы продолжаем работать, до тех пор, пока нас все устраивает. Если мы не удовлетворены качеством работы — снова устраиваем тендер. Таким образом, почти все наши подрядчики — постоянные. Если возникнет необходимость, скорее всего, мы обратимся к компании, с которой уже работали. При выборе мы следим за опытом в нужном нам типе мероприятий, отзывам других клиентов этой компании, рекомендациями, портфолио.

— Есть ли любимый анекдот, который бы отображал суть нашего бизнеса?

В ходе организации мероприятий постоянно сталкиваешься с подтверждениями законов Мерфи. Их особенность в том, что они почти все срабатывают в самый неблагоприятный момент. Поэтому, если видишь, что неприятность может случиться — нужно к ней готовиться.

Сентябрь 2006