«Я не гуру, я практик»
В 2000 году издательство «Питер» выпустило книгу «Маркетинг на 100%», написав на обложке: «Автор гуру российского маркетинга». «Они не предполагали, что я вернусь [из Австрии] работать в Россию,- говорит Игорь Манн,- и мне придется за такие слова отвечать».
«Похож?» спрашивает Игорь Манн, указывая на свою фотографию на обложке книги «Маркетинг на 100%. Ремикс», что лежит передо мной на столе. Похож. И не только на обложку, но и на всю свою книжку, насыщенную идеями и советами. Беседа с Игорем Манном напоминает чтение увлекательного сборника полезных советов только успевай выписывать.
Игорь Манн, издатель издательства «МИФ», автор бестселлера «Маркетинг на 100%». До октября
А: Игорь, я знаю, что вы прочли более 500
И.М.:
А: У вас ведь скоро новая книга выходит?
И.М.: Да, в нашем издательстве выходит книга «Практический PR» (в соавторстве с Андреем Мамонтовым) это полностью переписанная и значительно дополненная версия книги «PR на 100%» и новая книга «Маркетинговая машина: как стать хорошим директором по маркетингу» (в соавторстве с Анной Турусиной). Это, скорее всего, мои последние книги.
А: Почему?
И.М.: Мне все говорят, ты гуру. Но я не гуру, гуру теоретик, а я практик. Я поделился с читателями практически всем, что знал на определенный момент времени,- мне не жалко этого опыта, так как за
А: Какие книжки вашего издательства вы бы посоветовали молодому специалисту?
И.М.: Если вы собираетесь стать менеджером по маркетингу, прочитайте «Маркетинг на 100%: ремикс». Следующая книжка, которую имеет смысл прочитать,-
А: А идея собственного издательства была ваша?
И.М.: Честно говоря, нет. Это была идея Михаила Иванова, который пришел ко мне и сказал: «Давай сделаем издательство». Я говорю: «У меня абсолютно нет на это времени». Он: «Это будет чисто виртуальное издательство, мы будем выпускать одну книжку в месяц». Мы сели в выходные, обмозговали, написали цели и
А: У книжек вашего издательства красивый дизайн. Вы ведь делаете их в Студии Артемия Лебедева?
И.М.: Я вообще один из первых клиентов Темы Лебедева. Когда я работал в компании Lucent Technologies, они пришли и предложили нам сделать сайт. Ни у одной западной телекоммуникационной компании, которые работали тогда в России, не было русскоязычных сайтов, и я отдал им сайт на дизайн, на создание. После этого мы продолжали с ним поддерживать отношения. Он тогда был совсем молодым человеком, мне понравилось, как он мыслит, как он говорит. И когда мы начали думать о точках отличия нашего издательства от других, появилась идея сделать дизайн у него. Конкуренты крутили пальцем у виска ребята, сколько вы платите Лебедеву за дизайн, мы столько платим вообще за весь тираж книжки! Зато красиво, но не сказать что это произведение искусство, но все аккуратно, чисто и профессионально. Нам нравится. С Темой, с его людьми действительно хорошо работать. И люди ведь покупают по обложке.
А: А стоит ли молодому специалисту идти в маркетинг?
И.М.: О да! Я считаю, что маркетинг самая интересная вещь в бизнесе. Финансы ну да, интересно, производство да, интересно, но маркетинг многофункционален. Единственная проблема вы либо левополушарный, либо правополушарный. И беда, если вы с сильным левым (аналитическим) полушарием мозга идете заниматься креативом. Либо с сильным правым (творческим) полушарием идете в аналитику. В маркетинге очень много отраслей, специализаций и профессий, и нужно понимать, чем тебе в маркетинге хотелось бы заниматься. Нужно иметь фокус, как писал Джек Траут.
А: То есть важна специализация?
И.М.: Да, притом что вы, возможно, будете делать на своей работе все и сразу, вы должны быть в
А: Где же взять эту специализацию? Как научиться?
И.М.: Есть очень простой алгоритм. Нужно сделать 3 шага. До этого, правда, нужно понять, чему вы хотите научиться. Первый шаг: обкладываетесь книжками. Примерно 10 книг на тему. Второй шаг: идете на курсы. Лучше на
А: Какие ошибки вас больше всего научили?
И.М.: У меня есть правило: я про ошибки стараюсь не рассказывать. Это настолько личное, что иногда даже вспоминать не хочется. Совет для молодого специалиста: в начале карьеры можно смело совершать ошибки. Любая ошибка, которую ты осознал,- своеобразный подъем, вторую такую ошибку ты уже вряд ли совершишь. А кто не рискует, тот, как известно, не пьет шампанского. Старайтесь совершить ошибки если не получится, отлично будет прекрасный опыт. Нужно рисковать. Потому что дальше внимание к вам будет гораздо большим, вы уже не сможете совершить ошибки, вы должны будете показывать только успехи. И надо записывать свои ошибки у меня есть специальный файл, куда я записываю, где и как я был неправ. Если вы думаете, что не имеет смысла записывать- это ошибка, потому что все это быстро вылетает из памяти. А так «полистаешь» файл и думаешь о, какой я был 10 лет назад молодой и зеленый, сейчас
А: Вы ведь проводили много собеседований? Что для вас самое важное в кандидатах?
И.М.: Мне важно, чтобы человек выглядел, как директор по маркетингу, то есть у него должна быть представительская внешность. Есть такое понятие
А: А как молодому специалисту готовиться к собеседованию?
И.М.: По прохождению интервью совет такой прочитать много книг. Здесь не помогут никакие тренинги. Главный тренинг пойти и пройти интервью в «левых» компаниях. Предположим, компания вашей мечты Coca Cola. Вы посылаете туда резюме, и они приглашают вас на собеседование. Перед этим вы должны успеть побывать на
А: Где вы научились самому важному?
И.М.: Всему самому важному учишься на первых годах работы. Мне повезло: я после института остался работать преподавателем. Я понимаю сейчас, что учился в тот год преподавания так, как не учился никогда. Я прочитал очень много книг, я настолько хорошо знал теорию, что студенты говорили: «Чего вы нас мучаете, идите зарабатывать деньги». И я пошел в практику, в западную компанию. Мой совет молодым специалистам: начинайте либо с небольшой частной фирмы, в которой есть предпринимательский дух, либо с большой западной компании, в которой есть жесткие западные стандарты работы. Кстати, еще один совет для молодого специалиста: как определить, хорошая или нет компания, в которой вы работаете. Я обычно спрашиваю так.
Есть ли у вас процедура сбора новых идей?
Если человек отвечает «Нет», я говорю «Плохая компания».
Есть ли у вас корпоративная библиотека?
«Нет».- «Плохая компания».
К вам
Нужно постоянно учиться. Со временем люди начинают расслабляться: «Мне 28 лет, у меня уже есть хорошая работа, я хороший специалист, у меня хорошая зарплата, зачем и чему мне учиться». Неправильно, потому что сейчас будет сильнейшая конкуренция со стороны начинающих и жаждущих. Я знаю, что запоминается последняя фраза в интервью. Вам она может не понравиться, но я опять призываю вас учиться.
Светлана Максимченко
№ 2 (52) 27 февраля 12 марта 2006 года