МИФ
Максимально полезные книги

Интервью интернет-порталу MM.com.ua

Бывает ли тайм-менеджмент «в два притопа»?

Нехватка времени, наверное, наиболее острая проблема человечества после нехватки денег. И нет в мире управленца, не мечтающего о том, чтобы в сутках было хотя бы 36 часов. Об организации времени написано множество книг на западе, но менее десятка на пространстве СНГ. Глеб Архангельский, консультант по управлению временем, координатор российского тайм-менеджерского сообщества и автор книги «Тайм-драйв», об организации времени как образе жизни во время работы — и вне ее.

Что сподвигло Вас выбрать организацию времени в качестве главной сферы деятельности?

Сначала — личный интерес. Учеба, работа, курсы водительские, курсы английские… — хотелось как-то все это совмещать. Поэтому я начал вести хронометраж, планировать время, искать резервы. Через год я совершенно случайно вышел на тему времени в разговоре с председателем правления банка, помощником которого работал. И уже затем я стал осознавать организацию времени как жизненную миссию, как дело, значимое для общества. Ведь если мы не умеем грамотно ставить цели, организовывать работу и отдых, планировать время — мы неконкурентоспособны.

В своих статьях и книгах Вы делите подход к организации времени на западный (тайм-менеджмент) и «российский» (описанный Вами и, по Вашему, русскому человеку наиболее подходящий). В чем разница и насколько практичен столь категоричный раздел, ведь даже в России люди такие разные?

Деление очень условное, точнее говорить о «классическом западном тайм-менеджменте 70-х гг.», который ориентирован на жесткое планирование и высокоструктурированный тип личности. О российской (вернее, постсоветской) специфике стоит говорить скорее с той точки зрения, что у нас в течение 70 лет убивали дух активности и инициативы. Что не могло не сказаться на нашей способности к целеполаганию, к осознанному управлению своей жизнью.

Если же говорить о практике внедрения методов, то мы ориентируемся на психологический тип личности конкретного руководителя, подбираем методы (неважно, западные или отечественные), под специфику его деятельности и его личные предпочтения.

В вашей книге «Организация времени» значительное внимание уделяется отслеживанию расходов времени с помощью графиков, Excel-таблиц и прочих вещей, с которыми люди гуманитарного склада часто «не дружны». Как организовывать себя тем, кого «отпугивают» таблицы и графики?

Люди, не дружные с таблицами, обычно с удовольствием берут образы и метафоры. Например, неизменным успехом пользуются методы (еще из классического тайм-менеджмента) «Каждое утро съедать лягушку» (т.е. начинать день с выполнения одного неприятного, долго откладываемого дела), или «Нарезать слона на бифштексы» (разбивать крупную задачу на небольшие порции, «съедаемые» ежедневно).

С другой стороны, Ваша книга «Тайм-драйв» кардинально отличается от «Организации времени» более простым стилем подачи информации. С чем связана перемена стиля?

Книга «Организация времени» была первой за прошедшие 30 лет не переводной книгой в России по этой теме. Ее задача была — заложить основы, фундамент теории и практики личного тайм-менеджмента в современных условиях. Целевая аудитория книги — не только менеджеры, но и консультанты, тренеры, ученые. Первая книга, таким образом, была «программой-максимум». «Тайм-драйв» — это программа-минимум, максимально сжатое практическое руководство для менеджеров. Отсюда и более простой стиль.

Какие рекомендации Вы могли бы дать современному занятому руководителю?

Увы, не существует «тайм-менеджмента в два притопа», равно как и «корпоративных финансов в три прихлопа». Я не дам вам в двух абзацах волшебную таблетку аспирина, которая даст ТМ-счастье.

Воспользуемся аналогией. Какие рекомендации можно дать для поддержания хорошей физической формы? Наверно, прочитать книгу по теме, или сходить на семинар, тренинг, сориентироваться в тематике, пообщаться со специалистом. Наметить индивидуальную программу тренировок. И — работать над собой, пусть по 15 минут в день, но ежедневно. Все то же самое касается и тайм-менеджмента. Выделите 15 минут в день на знакомство с этой темой. Они окупятся с лихвой.

Марина Стародубская

16 марта 2006 года