Добрый день, Лигионеры!

Если представить процесс развития как путешествие, то Проводник перемен похож на проводника в поезде. Он не толкает состав сквозь туман (в конце концов, никого нельзя заставить учиться), но делает так, чтобы человеку на этом пути было комфортно. Подсказывает, где вагон-ресторан, не дает проспать свою остановку.

Проводник перемен создает среду, в которой людям хочется развиваться. Он угадывает потребности еще до того, как их озвучили. Ты только подумал: «Сейчас бы чайку», — а чай уже тут как тут, в красивом подстаканнике. То есть не чай, конечно, а курс, книга, свежая мысль. То, что нужно, чтобы обучение шло как бы само по себе.

Как создавать такую среду? Выбрали из наших книг и опыта несколько советов, которые в этом помогут.

Совет 1. Разбудите стремление учиться

Когда младенец появляется на свет, никто не рассказывает ему, как учиться. Он сам великолепно справляется: учится ходить, говорить и заниматься своими делами. Потому что жажда обучения заложена в каждом из нас с рождения. Мы не просто способны учиться — нам это нравится.

Задача Проводника перемен — разбудить стремление к обучению. Просыпайтесь, ваша остановка!

Наверняка в вашей компании были периоды или проекты, когда вы работали как настоящая команда. Доверяли друг другу, разделяли общие цели, развивались в процессе и добились отличного результата. Не работа, а удовольствие. Напомните коллегам, что так может быть всегда.

Совет 2. Создайте идентичность

Когда мы решаем вопрос, делать что-то или нет (читать ли книжку, идти ли на тренинг, ехать ли в путешествие), мы опираемся на свою идентичность — ответ на вопрос «Кто я?» Это можно использовать в бизнесе.

Вот пример из опыта компании Brasilata, выпускающей жестяную тару,— прямо скажем, не слишком креативная отрасль. Тем не менее, сотрудники компании прослыли выдумщиками и инноваторами. Как? С помощью идентичности.

Осознав необходимость перемен, менеджмент объявил всех работников «рационализаторами». Им бросили вызов — не прозевать возможность улучшить продукцию и производственные процессы. И упростили процедуру подачи рацпредложений.

Результат: в 2008 году было подано 134 846 идей — в среднем 145,2 на изобретателя.


Так выглядят счастливые рационализаторы. — Источник

Рацпредложения привели к появлению новых продуктов, помогли сократить потребление энергии на 35% и разработать политику «без увольнений». Никто из работников Brasilata не родился изобретателем. Они приняли новую идентичность, которой захотели соответствовать. Ведь быть изобретателем — это круто.

Совет 3. Устройте «летний лагерь»

Лучше всего мы учимся на практике, когда сами что-то создаем. Бесполезно сидеть и слушать, как в школе за партой, — надо пробовать. Ошибаться. Пробовать снова. Нужна область для практики, где не страшно сделать что-то не так.

В компании Ford придумали вот что: отделили формальную управленческую систему — с показателями, ролями, зонами ответственности и общими целями — от встреч, где сотрудники могут поговорить, обсудить идеи и лучше узнать друг друга. Они назвали это «летний лагерь» (хотя сезон не имеет значения).

В Harley-Davidson пошли по похожему пути: разделили бизнес и «водоворот идей». В «водоворот» попадают все идеи, которые сотрудники предлагают и тестируют. Барьер, разделяющий две категории, называется «стена огня». Идея считается прошедшей через «стену огня», если набирает достаточно сторонников.

Придумайте, как создать область для практики, где вы сможете открыто обсуждать идеи, подвергать их шквальному огню, пробовать и не бояться ошибок.

Совет 4. Сварите «компот»

«Яблоко, помещенное в грушевый компот, приобретает вкус груши. Читая одинаковые книги, мы пропитываемся одинаковыми ценностями. Особенно важно читать новым сотрудникам — те книги, которыми живет компания», — говорит Артем Степанов, генеральный директор МИФа. Чтобы сделать такой «компот», мы придумали несколько способов.

Проводим «влюблятельные встречи» — рассказываем друг другу о книгах, которые готовятся к выходу. Обсуждаем прочитанное в «Книжном клубе». Используем списки важных книг для погружения новичков (подробнее об этом рассказали в Книге роста, загляните при случае).


Это мы на недавней летней встрече. Заказали себе одинаковые свитшоты с цитатами из любимых книг — тоже один из ингредиентов «компота».

Вы тоже можете это использовать. Составьте список «вступительных книг» и сделайте их прочтение обязательным. Так новичок будет сразу впитывать ваши ценности. А одинаковые ценности помогают двигаться в одном направлении.

Совет 5. Жмите на газ

Когда в команде всё хорошо — вопросы решаются, люди улыбаются и деньги поступают на счет, — часто хочется расслабиться. Не спеша двигаться в привычном русле. Мы ведь и так на коне. Зачем напрягаться?

Если это происходит в вашей команде, немедленно выбирайтесь из колеи и жмите на газ! Если хотите, чтобы дела шли в гору, нужно учиться двигаться быстрее. Не позволяйте себе (и другим) плыть по течению. Потому что кто, если не Проводник?

Где черпать вдохновение

Не существует простого рецепта по созданию обучающейся компании. Нет готовой формулы, трех шагов или семи способов. Но можно создать среду, где люди стремятся узнать новое и получают удовольствие от работы.

Вот книги, которые вдохновят и направят.

Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации

Мощная классика системного мышления и создания развивающей среды. В книге много и про личностный рост, и про командное обучение, а еще примеры, кейсы и практика (истории Ford и Harley-Davidson — как раз оттуда).

Лидер и племя

Книга, которую постоянно цитируют на на встречах в МИФе. Потому что мудрая и полезная. Рассказывает про 5 уровней корпоративной культуры и про то, как создаются великие команды.

Искусство обучать

Суперпрактичная книга о том, как настроить процесс обучения внутри компании, чтобы курсы, лекции и тренинги приносили пользу, а не вылетали в трубу.

Спираль обучения

Книга о том, что страсть и игра, присущие нам в детстве, во взрослом возрасте никуда не деваются. Они просто засыпают. Разбудив их, мы можем развить креативность и мышление, учиться и работать через творчество.

Вдохновляющая цитата из книги:

«Сегодня каждому нужно быть смельчаком и, не страшась риска, созидать, творить, делать реальное дело, чтобы круто изменить пусть не ход истории, но хотя бы свою собственную судьбу».

Давайте будем смельчаками!

Если у вас есть вопросы по Лиге или вас интересуют услуги издательства для компаний, напишите на b2b@m-i-f.ru
или позвоните 8 800 775-67-41