Привет, Лигионеры!

Можно ли автоматизировать процесс перемен в компании? Еще недавно мы бы ответили «нет». Каждое изменение требует вдумчивого анализа, индивидуального подхода, новых правил, вдохновения наконец.

А потом нам в руки попала книга Рэя Далио «Принципы». И там мы нашли сокровище — перечень инструментов, которые помогают держать руку на пульсе: вовремя замечать проблемы, находить решения и крутить маховик перемен. Без пробуксовок.

Эти инструменты протестированы самим Рэем — одним из 100 самых влиятельных людей мира, прирожденным Проводником перемен, изменившим мировой инвестиционный рынок. Успех его компании Bridgewater — лучшее доказательство того, что это работает.


Это Рэй Далио. Считайте, что через это письмо он передает вам из рук в руки самые действенные инструменты. — Источник.

Выбрали четыре инструмента, которые пригодятся каждому Проводнику перемен.


Инструмент 1. Бейсбольные карточки

Люди — главное, что нужно для перемен. Но работать с людьми непросто. Мы все «запрограммированы» по-разному, и наши качества представляют собой палку о двух концах: могут принести и пользу, и вред. Например, творческий человек, фонтанирующий идеями, может недооценивать важность повседневной рутины. Педантичный сотрудник, от которого не ускользает ни одна деталь, может недооценивать нестандартность мышления. Эти двое могли бы стать отличной командой, но из-за особенностей мышления им будет трудно разглядеть ценность друг друга.

Ожидать чего-то от людей (включая себя), не зная, что они собой представляют, — верный путь к провалу.

Чтобы понять это, Рэю пришлось пройти через боль и ошибки. Зато потом появился один из самых ценных инструментов — «бейсбольные карточки».

В бейсболе такие карточки содержат информацию о слабых и сильных сторонах каждого игрока. В компании это работает так же. Каждый сотрудник описан с точки зрения личных и профессиональных качеств, например: «концептуально мыслящий», «надежный», «творческий», «настойчивый», «экстраверт», «добивается результата». Когда сотрудники развиваются и меняются, корректируется и карточка. Так коллеги, которые никогда не работали друг с другом, могут понять, чего стоит ожидать.


В бизнесе как в спорте: только понимая, на что способен каждый игрок, мы можем стать командой. — Источник.

Рэй Далио:

«Когда я ввел в практику этот инструмент, люди отнеслись к нему скептически или со страхом. Одни опасались, что описания на карточках будут неточными, другие переживали из-за столь явной демонстрации слабых сторон или боялись, что это помешает профессиональному росту, а третьи считали систему слишком сложной. Но сегодня практически все сотрудники компании считают „бейсбольные карточки“ неотъемлемым инструментом в работе».


Инструмент 2. Наставник

Всегда легче спросить совета, чем изобретать свой велосипед. Но отвлекать коллег от дел неудобно. В Bridgewater работает инструмент под названием Coach («Наставник»): библиотека стандартных ситуаций. Например, случился у вас спор с клиентом, разногласие с коллегой или ошибка, которую срочно надо исправить. Заглядываете в Coach и находите план действий.

Рэй Далио:

«По мере пользования приложением люди дают обратную связь по качеству полученных рекомендаций, по сути, обучая „Наставника“. Со временем Coach стало не менее эффективным, чем приложение Siri».

У нас в МИФе тоже есть подобный инструмент — Система Внутреннего Обучения СВОй. В нее автоматом отправляются все новички, чтобы прояснить оргвопросы, начиная от списка сотрудников и заканчивая памятками по конкретным задачам. Для опытных МИФовцев там тоже много полезного: можно быстро узнать, где хранятся нужные документы, найти инструкции и кейсы коллег. Удобно!

Инструмент 3. Тревожная кнопка

Любимая формула Рэя Далио звучит так: боль + анализ = прогресс. Боль — это сигнал, что мы должны усвоить какой-то урок. Без боли нет роста.

Момент, когда человек испытывает боль, — лучшее время, чтобы зафиксировать эмоции, но не подходящее для их анализа, потому что к нему нужно подходить с холодной головой. Приложение «тревожная кнопка» создано для того, чтобы поймать эмоции (злость, разочарование, растерянность, обиду) в самый острый момент, а позже вернуться к ним и проанализировать с помощью специальных вопросов.

Приложение помогает человеку решить, как он поступит, чтобы избежать повторения ситуации в будущем. А еще увидеть, насколько часто мы попадаем в подобные ситуации, найти их причины и оценить результативность действий.

Рэй Далио:

«Pain Button — это ваш личный психолог, только лучше, потому что он всегда доступен».

Понятно, что разработка приложения — долгий и дорогой процесс, и не все компании могут себе это позволить. Но вы как Проводник перемен можете обучить этой техники коллег, и они будут использовать ее в удобном для себя формате: отслеживать то, что чувствуют, фиксируя это мысленно или на бумаге.


Инструмент 4. Журнал возникающих вопросов

Все совершают ошибки. Разница лишь в том, что успешные люди (и компании) на ошибках учатся, а неудачники — нет. Для Проводника перемен каждая ошибка — это находка, потому что она показывает, где и что надо «подкрутить». В Bridgewater извлекать уроки из ошибок помогает Issue Log («Журнал возникающих вопросов»).

Это как фильтр для воды, который собирает и задерживает вредные вещества.

Все, что идет не так, должно быть зафиксировано в журнале с пометкой о том, насколько серьезна ситуация. Так можно легко отследить большинство проблем, диагностировать трудности, оценить их количество и выявить людей, создающих проблемы и решающих их.

Рэй Далио:

«Issue Log — наглядный пример инструмента, меняющего привычки людей и их восприятие. Стандартная трудность, с которой на начальном этапе столкнулись сотрудники, — необходимость открыто указывать на ошибки, так как некоторые по умолчанию считают, что это задевает чувства людей. Как только сотрудники к этому привыкли, они поняли, насколько это полезно, и теперь не могут действовать иначе».

Заметили, в чем соль этих инструментов? Они настолько простые и универсальные, что их можно применить и для самого себя (чтобы протестировать), и для отдела (чтобы другие попробовали), и для всей компании (чтобы всё заработало на полную мощь). Можно разработать специальное ПО, а можно просто завести листик в Excel. Это просто. Как всё гениальное.

Кстати, «Принципы» есть в электронной библиотеке и магазине МИФа. Это книга «всё-в-одном»: бездонная мудрость, житейский опыт, бизнес-решения и инструкция для Проводника перемен. Загляните на досуге.

Если у вас есть вопросы по Лиге или вас интересуют услуги издательства для компаний, напишите на b2b@m-i-f.ru
или позвоните 8 800 775-67-41