Из года в год мы ставим дома новогоднюю елку и украшаем ее. Но откуда взялся этот славный обычай? Оказывается, праздничная ель восходит к «райскому дереву», символу познания и — ни много ни мало — умению осознанно решать, что такое добро и зло. Часто ли мы делаем что-либо, потому что «так принято»? Очевидно, да. Словно часть информации в нашем сознании зашифрована, а ключ утерян. К счастью, не навсегда. Многие загадки нашего мышления мы можем разгадать, изучая сказки.
Лекторий
Добро пожаловать за грань привычного и очевидного — лекторий о сказках с Варварой Евгеньевной Добровольской.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое. Дед бил — не разбил. Баба била — не разбила…
В сказках отражены архаичные представления, обряды и ритуалы, которые мы знали, но потом забыли. Вернее, знали наши предки, а забыли мы. Что-то исчезло, а что-то приняло новые формы. Смотрите: сказочные дед и баба били свое яйцо, а мы на Пасху красим яйца и тоже стукаемся ими…
Хорошо, что у нас есть возможность эти знания восстановить. Хотя бы те, которые зашифрованы в сказках.
Зачем изучать сказки?
Интересное в сказках
При всем разнообразии, сказочные сюжеты имеют общие черты у народов, которые разделяют века и континенты. Это древний культурный код, который не знает языковых различий. Поэтому сказка — история становления и человека как личности, и общества в целом.
«Об этом яичке строй стал плакать, баба рыдать, вереи хохотать. Курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом заку́рился, двери побутусились, тын рассыпался. Поповы дочери шли с водою, ушат приломали. Попадья квашню месила — всё тесто по полу разметала. Поп стал книгу рвать — всю по полу разметал!»
Так и хочется воскликнуть «Где же логика?» Продали бы яйцо и жили припеваючи.
А логика в том, что яйцо — символ жизни. А золото — атрибут мира мертвых. И смысл этой ситуации можно выразить коротко: «Пришла пора умирать».
Но и тут не все так просто. Древние не знали абстрактных понятий и не понимали смерть так, как мы. Поэтому описывали все буквально, действиями. То, что мы назвали бы, например, научным словом «энтропия», в их изложении выглядело так:
Из сборника «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева
Варвара Евгеньевна Добровольская — фольклорист, сказковед, специалист по изучению примет и поверий, автор более 250 работ по фольклору и традиционной культуре, кандидат филологических наук. Доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), член Этнографической комиссии Русского географического общества.
Эксперт
Как появилась сказка
Появление сказки исследователи связывают с родо-племенным строем, охотничьим промыслом и древними обрядами. Важнейший из которых — обряд инициации (посвящения) во взрослую жизнь.
Сказка возникает в момент распада обряда, поскольку живой обряд существует только для посвященных. Сакральная информация племени не может быть раскрыта.
В сказке архаика мирно уживается с более поздними элементами. Поэтому выдающийся исследователь сказки В.Я. Пропп называл ее энциклопедией представлений человека о мире.
— Вы увидите сказки совершенно по-новому и перестанете воспринимать их как то, что написано исключительно для детей — Вы сможете исследовать сказки вместе со своими детьми-старшеклассниками, это очень увлекательно — Поймете смысл многих обычаев и обрядов, которые поддерживали «на автомате» — Взглянув под новым ракурсом на сказочных героев, вы уже не сможете это «развидеть» и станете иначе воспринимать известные литературные сюжеты. — Возможно, вы захотите немедленно применить полученные знания и перечитать известные сказки в подлиннике, а не в обработке (например в сборнике Афанасьева)
— Ладушки-ладушки, где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку.
Что даст вам лекторий
Известный фольклорист С.З. Агранович считает, что сохранившийся в этой песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками при помощи касания ладонями. (Из книги «Homo amphibolos. Археология сознания»)
Программа
Записи. Сертификат
Лекция 1. Чудесные дети в волшебных сказках, или Почему Баба-яга так и не съела Ивашечку?
Запись лекции
Почему некоторые дети в сказках рождаются чудесным образом: из отрубленного пальца, яйца чудесной птицы, полена, кочерыжки или фасолины, а девочек и вовсе могут вылепить из снега?
С чем связаны необычные свойства сказочных детей: маленький рост, недюжинная сила, смекалка, красота, особые знаки на теле?
Баба-яга в волшебной сказке: почему «нос в потолок врос», при этом не выносит, когда «русским духом пахнет», и как выглядит ее «костяная нога»?
Почему Баба-яга всегда грозит героям смертью, но никогда никого не ест? И наоборот, мальчик может не только зажарить Ягу, но и улететь от нее на птицах-спасителях, да еще прихватив чудесную диковинку.
Чудесные девочки, которые могут обмануть медведя и заставить отнести их домой, да еще и пирожков прихватить. Но иногда девочкам свойственно неправильно рассчитывать свои силы — и тогда может случиться страшное и непоправимое.
Лекция 2. Героини волшебных сказок: притесняемые падчерицы, богатырки, которые способны победить самого Кощея, и красавицы в обличье зверей и птиц.
Запись лекции
Почему мачеха отправляет девушку в темный лес, а отец покорно везет ее на верную смерть? И почему Золушку не пускают на бал?
Волшебные помощники героини: кому в русских сказках соответствует европейская фея-крестная?
Откуда в сказке Ш. Перро появилась «хрустальная туфелька», и что теряет героиня, если такой туфельки у нее нет?
Кто такая Марья Моревна? Почему до замужества героиня легко победила самого Кощея Бессмертного, а после свадьбы оказалась беззащитной против его козней?
Неужели Царевна-лягушка — на самом деле лягушка? И зачем Иван-царевич сжег ее шкурку?
Лекция 3. Чудесные мужья или женихи, или Кто же все-таки летает к Марьюшке?
Запись лекции
Что именно рассказала ключница Пелагея маленькому мальчику Сереже в имении под Уфой и что Сергей Тимофеевич Аксаков прочитал и увидел, чтобы написать сказку «Аленький цветочек»?
Откуда прилетает Финист — Ясный сокол и где сад Чудища лесного, в котором на клумбе аленький цветочек растет?
Русская красавица Настенька и француженка Бэль, Чудище лесное из русских сказок и французское Чудовище: фольклорное родство и авторские интерпретации в сказках.
Чудесные мужья и женихи: откуда они берутся? Почему их можно вызвать с помощью чудесного перышка или попасть в их мир с помощью аленького цветочка? Почему героиня должна бороться за свое счастье? И вообще, кто эти юноши и заколдованы ли они?
Лекция 4. Змей Горыныч, богатыри-воины и герои-искатели в русских сказках: о молодильных яблочках и царевнах в высоких теремах.
Запись лекции
Откуда в сказках появился змей, кто назвал его Горынычем? Почему он живет за рекой Смородиной? И зачем змею сражаться с богатырями?
Кто такой сказочный богатырь и чем он отличается от богатыря былинного? Конь таинственной масти, другие чудесные помощники богатырей и средства маскировки.
Герои-искатели, которые не любят сражаться, а всегда что-то ищут, например молодильные яблоки, златогривого коня или прекрасную царевну. Их чудесные помощники: звери, сообразительные зятья, которые умеют превращаться в птиц и др.
Как искать «то, не знаю что»? И находить. Особенно если помогает жена — умная и красивая, как в сказке.
Не обязательно. При упоминании сказок эксперт напомнит сюжеты.
Видеозаписи будут доступны в течение года
Лекции будут проходить на платформе ZOOM
Мы уверены в качестве образовательных продуктов, которые делаем. Но если в течение недели с даты покупки вы поймете, что лекторий не подходит вам по каким-то причинам, оформим возврат. Подробнее — в оферте.
Да, вы можете приобрести курсы в рассрочку в Тинькофф Банк. Выберите курс, заполните форму и нажмите «Записаться». Вам будут предложены варианты оплаты, в том числе рассрочка на 4, 6, 10 и 12 месяцев — без первоначального взноса
Да, конечно. Есть оферта, где прописаны права и обязанности сторон, а также юридические аспекты покупки курса и процесса обучения.
Кроме того, есть лицензия на осуществление образовательной деятельности — и ученики могут получить налоговый вычет в размере 13%.
Есть оплата зарубежными картами: выбирайте опцию «Оплата картой, выпущенной банком в других странах». Если вы за границей с российской картой, ею тоже можно пользоваться.