в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина

Как проводить занятия по методике индивидуального развития KUMON

Мы собрали для вас все рекомендации для того, чтобы вы могли организовать занятия по методике индивидуального развития KUMON для своего ребёнка или для группы детей.

Как выбрать первую тетрадь

Первые два параметра, на которые стоит обратить внимание при выборе тетради, — это возраст малыша и его навыки.

Основные направления тетрадей KUMON:

— тренировка мелкой моторики;

— подготовка к письму;

— развитие мышления;

— математика.

На начальном этапе лучше всего воспользоваться картой KUMON. Вот несколько рекомендаций по работе с ней:

1. выберите возраст ребёнка;

2. выберите навык, с которого вы хотите начать (двигайтесь по «дорожке возраста» сверху вниз и по навыку слева направо);

3. начните с самой первой тетради для вашего возраста, которая помогает отработать нужный навык;

4. тетради, которые посвящены разным навыкам, можно проходить одновременно, но не более трех тетрадей параллельно.

Важно! Если вы ранее не занимались по методике KUMON и не уверены в развитии навыка, то можете использовать сначала тетради для более младшего возраста для формирования базового уровня.

Пример

Ребёнок четырёх лет, навык вырезания развит (владеет ножницами, вырезает по прямым и изогнутым линиям), уверенно держит карандаш. Цель: выбрать 3 тетради для начала занятий.

Возраст 4 года попадает в две возрастные категории: 2-4 и 4-6.

Для навыка вырезания основная цель — закрепление. Выбираем тетрадь из возраста 4-6, которая расположена в строке навыка «Вырезаем и клеим». «Готовимся к школе. Учимся вырезать» — это первая тетрадь, которая будет входить в первоначальный комплект занятий для данного ребёнка.

Подготовка руки к письму: так как ребёнок освоил проведение линий, то можно перейти ко второй тетради в возрастной категории 2-4, чтобы закрепить и развить навык. Выбираем «Волшебные линии» — это вторая тетрадь.

Для возрастной категории 2-4 также рекомендуется провести первые занятия для освоения счёта. Для этого в разделе «Математика» выбирается первая тетрадь «Учимся считать от 1 до 30». Это третья тетрадь для начала занятий по методике.

Время, место и материалы

Самое важное в занятиях по методике KUMON — это регулярность. Именно от того, насколько регулярно вы будете заниматься по методике, зависит и скорость освоения навыков, и выработка усидчивости.

Время занятий

Сколько раз в неделю?

Выполнять задания нужно 5 раз в неделю, также важно, чтобы у малыша были 1-2 свободных дня. Чтобы соблюсти этот режим, внесите занятия в распорядок будней, а в выходные отдайте предпочтение совместному отдыху и творчеству.

Если мы ходим в садик или школу?

Сочетать занятия по методике KUMON и посещение садика или школы вполне возможно. Но каждый раз внимательно смотрите на уровень усталости малыша, прежде чем давать ему задания. Не нужно заставлять ребёнка заниматься через силу, ведь из-за рассеянного внимания будет получаться хуже, малыш начнет расстраиваться и может вообще отказаться от занятий. Пусть занятия будут не 5 раз в неделю, а 2-3, но приносят удовольствие и помогают укрепить веру в себя!

Обратите внимание, что в тетрадях KUMON написание цифр «1» и «7» отличается от принятого в нашей системе образования. Объясните малышу, что ему следует писать так, как его просят в садике/школе, а в KUMON важно научиться правильно решать примеры. Когда ребёнок вырастет, то написание цифр в европейском или российском варианте будет не настолько принципиальным, но для данного этапа приоритетнее соответствовать официальной программе.

Первая или вторая половина дня?

Зависит от каждого конкретного ребёнка, поэтому на начальном этапе проведите одну неделю занятий в первой половине дня, а другую, например, после полдника. Сравните, как проходили занятия, в какой половине дня ребёнок лучше выполнял задания, был более внимательным.

Заведите «градусник настроения», на котором малыш каждый день сможет отмечать, каким для него было сегодняшнее занятие: легким и интересным или сложным и скучным. Так вы легко отследите, в какой половине дня лучше заниматься с ребёнком.

Формируем привычку

После того, как вы определились, в какое время занятия наиболее комфортны малышу, важно ввести их в привычку, как чистку зубов или обед. Для этого надо заниматься:

— ежедневно (кроме выходных) в одно и то же время;

— не дольше 20-30 минут.

KUMON и другие методики

Параллельно с методикой KUMON вы можете использовать и другие учебные пособия, однако мы не рекомендуем совмещать их на одном занятии. Это важно, так как задания требуют концентрации в течение 20-30 минут, а дополнительная нагрузка будет чрезмерной. Лучше разделить занятия по времени или дням недели.

Место для занятий

Важно создать особое пространство для учебы, чтобы ребёнок привык к занятиям и отделял их от игры. Вам понадобятся небольшой стол и стульчик, а также шкафчик/полка/коробочка, где малыш будет хранить все тетради и необходимые канцелярские принадлежности.

Можно поиграть с малышом в школу, чтобы он сам решил, что ему сегодня понадобится для занятия, а что нет, самостоятельно всё достал и аккуратно сложил на свой стол. Не указывайте ребёнку, если он что-то забыл или сделал не так: лучше подождать, когда малыш сам увидит, чего ему не хватает, или дать небольшую подсказку.

Базовые принципы

— На столе должно быть только то, что нужно для занятия. Так малышу куда легче сосредоточить внимание.

— Освещение: звучит банально, но даже днём лучше зажечь настольную лампу, если за окном пасмурно. Следить за этим нужно взрослому, ведь малыш может увлечься занятием и не заметить, что стало темно и плохо видно.

— Прямая осанка. Будьте внимательны: очень важно, чтобы с первых занятий ребёнок сидел правильно, так как это сформирует привычку на всю дальнейшую жизнь. Проверьте, что высота стола и стула удобны для малыша, все нужные предметы находятся под рукой и при этом ничего не мешает.

Материалы

Далее приведён полный список того, что пригодится на занятиях по тетрадям KUMON.

— Самым маленьким понадобятся восковые карандаши, безопасные ножницы, клей ПВА (к занятиям с клеем также рекомендуем стелить на стол и колени ребёнка клеенку, чтобы ребёнок был сосредоточен на заданиях, а не испытывал страх испачкать окружающие предметы).

— Детям постарше потребуются ручки и цветные карандаши. Отдавайте предпочтение более мягким изделиям, которые не требуют сильного нажима и не создают перенапряжение кисти. Старайтесь первое время избегать фломастеров — по уровню нажима они отличаются от карандашей и ручек, что потом может отразиться на почерке.

— «Золотая папка» для сертификатов. Во всех тетрадях KUMON есть сертификаты, которыми вы можете наградить малыша за успешную учёбу. Заведите красиво оформленную папку, куда ребёнок будет их складывать. Это позволит ему испытать чувство гордости за свои достижения. Будет здорово, если вы украсите обложку вместе с малышом.

— «Градусник настроения» — об этом инструменте мы уже говорили. Градусник настроения лучше вести регулярно, чтобы отслеживать динамику. Если малыш заскучал, значит, пора ввести новые упражнения и немного усложнить занятия. Если же ребенку стало слишком тяжело, можно сделать маленький шаг назад.

— Карта со всеми тетрадями — это скорее инструмент для родителей, чем для малышей. По ней вы сможете отследить, какие тетради уже пройдены, а что ещё предстоит освоить. Отмечать успехи можно прямо на карте.

Начинаем занятие

Сколько упражнений выполнять за одно занятие?

Вы можете начать с тренировки одного навыка или заниматься по трём различным тетрадям, но не больше!

Чтобы начать занятие, вырежьте из каждой тетради по 2-6 листочков (в зависимости от того, с какой скоростью ребёнок выполняет задания и по какому количеству тетрадей вы занимаетесь). При правильно подобранном уровне сложности на занятие в 20-30 минут должно уходить по 6-8 листов.

Сколько времени уходит на 1 лист?

На задания в начале тетради будет уходить чуть меньше времени (примерно 1-2 минуты), дальше малышу понадобится до 3-4 минут на лист. Если ребёнку требуется больше 10 минут, то необходимо шагнуть на ступеньку ниже по уровню сложности.

Выполняйте задания по порядку

Часто дети так влюбляются в KUMON, что с воодушевлением листают тетради и рвутся взять задание посложнее. Как с этим быть?

Берите для занятий не целую тетрадь, а отдельные листы, так малыш не будет «перепрыгивать» ступеньки и сможет постепенно развивать навык. Конечно, не нужно отбирать тетрадь, если ребёнок хочет её рассмотреть. При этом объясните ему: «Мы обязательно дойдём до задания, которое тебе понравилось, но надо немного потренироваться, чтобы хорошо его выполнить».

Подсказывать ли ребёнку?

Одна из важнейших целей KUMON — развить в ребёнке самостоятельность, но это не значит, что ваше участие в занятиях исключается.

Роль родителя

Вы должны стать наставником для вашего ребёнка, но не учителем. Ваша главная задача — указывать направление, поддерживать и хвалить малыша, чтобы он работал и развивался в полную силу.

Обращайте внимание на раздел «Родителям», если он присутствует на странице. В нем даётся информация о вашей роли на данном этапе занятий.

Что делать, если ребёнок ошибается?

Малыш учится и тренируется, а значит, ошибки неизбежны. Но не стоит сразу одёргивать ребёнка, подождите, пока он доделает эту страничку, укажите, на что ему нужно обратить внимание при работе со следующим листом, после этого обязательно проговорите, что у ребёнка получилось лучше, чем в прошлый раз.

Указывать ли ребёнку на ошибки?

Да, безусловно, вы должны проговорить, что он совершил ошибку, например, не так решил пример, срезал угол ножницами, приклеил рот вверх тормашками. Скажите, что задание сделано неправильно и спросите малыша, видит ли он, где спряталась ошибка (важно, чтобы ребёнок научился анализировать результаты своей работы).

Когда вы вместе определите, куда закралась ошибка, задайте вопрос: «Что нужно сделать, чтобы в следующий раз всё получилось правильно?»

Помните о «правиле зелёной ручки»: делайте акцент на том, что у ребёнка получилось лучше, чем в прошлый раз. Похвала поможет закрепить навык.

Что делать, если ребёнок не справляется?

Обычно задания в тетрадях интуитивно понятны. Всегда смотрите маленькие подсказки для родителей и следуйте им, но если вы столкнулись с тем, что ребёнок совсем не понимает, как делать задание, то попробуйте начать с более простых упражнений.

Помните, что каждый малыш индивидуален и нужно подобрать тот уровень, на котором ребёнок сможет справляться с заданиями сам. При этом упражнения не должны быть для него слишком лёгкими.

Работа с группой детей

Главное правило: индивидуальность.

1 ребёнок = 1 папка с его подписанными тетрадями.

Старшие и младшие

Если в семье старшие и младшие дети занимаются вместе, то основная задача родителя проследить за тем, чтобы старшие в своём желании помочь не делали задания за младших.

Когда старший ребёнок увидит знакомую с детства «вырезалку», то, конечно, он захочет подсказать младшему. Объясните, что младший брат или сестра обязательно справятся с заданием самостоятельно, ведь это очень важно, чтобы они научились делать так же хорошо и правильно, как старшие дети.

Также обращайте внимание, чтобы дети не менялись листочками с заданиями: у них совсем разные уровни и каждому нужно преодолевать свои шаги.

Сколько тетрадей понадобится

Можно ли брать одну тетрадь и использовать её для нескольких малышей, раздавая им разные листочки? Так делать не рекомендуется, ведь тогда кто-то начнёт с самого сложного, а кто-то получит только простые задания. Дети должны осваивать навыки постепенно, шаг за шагом. Правильный вариант занятий: один ребёнок = одна подписанная и закреплённая за ним тетрадь.

Как организовать занятие группой

Сначала определите уровень сложности для каждого малыша и подберите тетради для первых занятий. Это можно сделать так же, как при индивидуальной работе. Отталкивайтесь от возраста и навыков, которые необходимо развить ребёнку.

Не знаете, насколько хорошо ребёнок владеет тем или иным навыком? Попросите его показать, как он умеет, например, рисовать, проводить линию, писать цифры, складывать или решать задачки. Если сомневаетесь, возьмите более простой уровень, пусть малышу будет чуть легче справиться.

Каждый занимается в своём темпе

Не пытайтесь сделать так, чтобы все в группе выполняли задания с одной скоростью — это противоречит смыслу методики. Каждый малыш должен двигаться в своём темпе. Как это организовать:

Шаг 1. Организуйте для каждого малыша отдельное место, где будут храниться его индивидуальные тетради с заданиями, а также заведите папку любого формата, куда ребёнок будет складывать страницы, с которыми уже работал. Он должен знать, где лежат именно его тетради, а также куда складывать выполненные задания. Из стопочки с его тетрадями вы каждый раз будете отрезать по 6-8 листов для нового занятия.

Шаг 2. Объявите о начале занятия. Занятия должны всегда начинаться и заканчиваться в одно и то же время, чтобы у детей сформировалась привычка. Так им будет легче настроиться на работу.

Шаг 3. Будьте рядом с детьми, но не вмешивайтесь в процесс, пусть каждый ребёнок пробует справиться с задачами сам. Если уровень подобран правильно, то существенной помощи взрослых не потребуется.

Шаг 4. Выполнив задания на одном листочке, малыш может поднять руку. Подойдите к нему, похвалите и подскажите, что уже получилось хорошо, а над чем следует поработать на следующем листе.

Внимательно следите, чтобы дети не обсуждали задания друг с другом, так как от этого теряется концентрация. Приучите малышей к самостоятельной работе.

Шаг 5. Похвалите детей за занятие, аккуратно соберите листы в папки ребят, проверьте оставшиеся задания.

Продолжаем занятия

Как вручить сертификат

Ребёнок справился с целой рабочей тетрадью и выполнил все задания — самое время вручить сертификат! Обязательно подпишите его, можете написать на нём ещё несколько тёплых слов, ребёнок их точно заслужил.

Вы можете выбрать какой-то особенный день, например выходные, когда вся семья в сборе. Вспомните, как вручают всевозможные награды: включите торжественную музыку! Пусть малыш сам вложит свой новый сертификат в «золотую папку».

Скажите, что очень гордитесь тем, как ребёнок старался и какого результата добился. При этом старайтесь хвалить не малыша («молодец и умница»), а то, что он делал («ты прилагал много усилий, был внимательным, аккуратным, и у тебя всё получилось»). Не забудьте сказать ребёнку о своих эмоциях: «Меня это так радует! Я счастлива». Именно по вашей реакции малыш оценивает правильность своих поступков.

Подарки

Нужно ли вручать малышу подарок за прохождение тетради? Лучше этого не делать. Ребёнок должен понимать, что ценен результат его труда сам по себе, а не конфета/игрушка, которую он получит.

Наградите ребёнка вниманием, совместной игрой, возможностью вместе отдохнуть в выходные. Например, подарите ему сертификат на несколько часов своего времени. Пусть он сам выберет, как вы его проведёте — это позволит вам поддержать эмоциональный контакт с малышом и будет ценнее любой игрушки, которая надоест через несколько дней.

Тетрадь пройдена, что делать дальше?

Во-первых, отметьте пройденную тетрадь на карте KUMON, чтобы видеть, насколько вы уже продвинулись.

Во-вторых, мы рекомендуем сразу выбрать новую тетрадь. Если вы только начали развивать какой-то навык, лучше перейти к тетради следующего уровня сложности с аналогичными заданиями.

Например, те, кто освоил тетрадь «Давай вырезать!», могут приступить к тетради «Давай вырезать! Веселые истории», чтобы закрепить и развить навык работы с ножницами.

Если вы прошли все тетради для своего возраста, развивающие данный навык, не торопитесь двигаться вперед по «дорожке возраста». Лучше освоить остальные навыки и сформировать «полный набор» умений.